angelvalentina (angelvalentina) wrote,
angelvalentina
angelvalentina

Categories:

Медовый (мокрый, маковый) Спас – 1- 6 августа


Валентина – Ангел света – Артемчук написала
2 августа 2012 года, 06:30
КаленДарь наших ПраЩуров, Наследие ПравоСлавного Рода

Медовый (мокрый, маковый) Спас – 1- 6 августа


Это первый из трёх Спасов, праздников Урожая. О сию пору, по народным приметам, пчёлы перестают носить медовую взятку с цветов, и пчельники начинают выломку сотов. В пору двоеверия на Руси отмечали Медовый Спас 1 серпеня/августа .

В народе говорили:

«Спасовка-лакомка»,

«На первый Спас и нищий медку попробует»,

«Первый Спас — проводы лета»,

«От первого от Спаса накопит и мужик запаса»,

«Первый Спас — Медовый, второй — Яблочный, третий — Спожинки»,

«Первый Спас — первый сев (озимых)»,

«С первого Спаса — холодные росы»,

«Ласточки отлетают в три Спаса»,

«Ласточка весну начинает, осень накликает»,

«У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и вёдро, и разнопогодье».

----------------------------------------------------------------------------------------

1 серпеня/августа 1164 г. суздальский князь Андрей Боголюбский одержал победу над камскими болгарами. В память об этой победе Русского оружия на Медовый Спас в эпоху двоеверия устраивались особые торжества.

Источник – http://www.velesovkrug.ru/prazdniki/medovyiy-spas.html

Первый Спас - 1 августа (серпня) в народе называют медовым или мокрым. Название "медовый" объясняется тем, что именно в это время пчёлы прекращают собирать нектар с цветов, соты в ульях заполнены до отказа и пасечники начинают собирать мёд, при этом первые соты жертвовали ушедшим духам, на помин умерших родителей.
В этот день, согласно народной традиции, совершается освещение мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу - пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. А без мёда не в былые времена, не в наше время - никуда. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков. В старинных источниках мёд описан как "сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания". Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней. Считалось, что до Медового Спаса нельзя есть мёд нынешнего года, прошлогодний же мёд вкушать можно.

С этого дня начинался период "страды". Шёл интенсивный сбор ягод, прежде всего малины, черёмухи, заготавливали и кедровые шишки. Активно чистили овины, готовили гумна для обмолота. Проводили подготовку к зимним сельскохозяйственным работам: сеяли озимые. Первую пригоршню зерна по обычаю бросал старший член семьи. К этому его приглашали особым приговором: "Посей, дедушка, первую горсточку на твоё стариковское счастье".
Православные христиане называют сей праздник "Спасом на воде" в честь малого водосвятия. В этот день освящали новые колодцы, чистили старые, совершали крёстные ходы на естественные водоёмы, родники для освящения воды. После крёстного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы он был здоровее. После "Мокрого Спаса" или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода "цветёт", птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту.
Определение "мокрый" уходит корнями в обычай совершать в этот день летний водосвяточный молебен. Как это проходило во времена язычества теперь установить достаточно сложно, но после принятия христианства сохранилась эта же традиция. После утреннего богослужения от церкви к водоёму или источнику отправлялся крёстный ход. На берегу служился молебен, после которого все купались. Возможно в древние времена молебен совершался в честь Матери Земли, которая способствовала урожаю. После людей в реку загоняли скотину, полагая, что в результате она будет здоровее.
Этот Спас именуется также и маковым, потому как для защиты от нечистой силы во время празднества совершался обряд "обсыпания маком": собрав семена дикого мака, обсыпали им дом. Считалось, что маковые семена защищают от нечистой силы, прежде всего от ведьм.
Со Спаса начинаются проводы лета и подготовка к наступлению осени. Говорят: "У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье (разнопогодье)". Отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. По погоде на этот день судят о том, каков будет Третий Спас.

Источник – http://cosmoforum.ucoz.ru/forum/5-195-8


В первый день Успенского поста, 14 августа, называемый в народе 'мокрым', 'медовым' или 'маковым' Спасом, Православная Церковь отмечает праздник - Происхождение (Изнесение) Древ Животворящего Креста Господня. Праздник утвердился в Константинополе. Существовал обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест из-за часто бывавших в августе болезней. В этот день кропили святою водой лошадей. А там, где поблизости была река, животных просто перегоняли через ее освященные воды.


У спенский пост установлен в честь Божией Матери, Ее славного Успения. Он начинается 14 августа и продолжается две недели (до 27 августа включительно). По своей строгости Успенский пост приближается к Великому посту: запрещается вкушать все продукты животного происхождения, в том числе и рыбу (рыбу разрешается только в праздник Преображения Господня (19 августа) :-( в среду и пятницу едят без растительного масла. Но, тем не менее, этот пост считается самым легким и приятным, т. к. к этому времени есть много свежих овощей.
Русской Православной Церкви этот праздник соединился с крещением Руси 1 августа 988 года и отмечается с XV века. В этот день, согласно церковной традиции, принято освящать воду (до или после литургии). Вместе с освящением воды совершается освящение меда - пчеловоды несли в церковь освящать первые вырезанные соты. С этого дня благословляется вкушение нового сбора. Первый Спас в народе называют 'мокрым Спасом' в честь малого водосвятия, 'медовым Спасом', 'маковым Спасом'. С этого дня освящением меда благословляется вкушение меда первого сбора. В домах подавали мед со свежими огурцами. В народе отмечается как праздник 'Макавей' - в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает. В этот день пекут маканцы, мачники - постные пироги, рулеты, булочки, плюшки, пряники с маком и медом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготавливали маковое молочко, маково-медовую массу, в нее обмакивали блины. Несколько рецептов к Макавее


Православный праздник, отмечаемый 14 августа - происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. В народе этот праздник называют Медовый спас. В этот день, по поверьям, пчелы перестают собирать нектар.

Считается, что с того времени, как Сын Божий освятил Крест Своими страданиями, в кресте стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила. В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему.

Медовый Cпас - один из трех Спасов, издревле отмечающихся на Руси. Принято святить мед в церкви, готовить блюда, выпечку и напитки из меда. Точно так же и другие Спасы - 19 августа - Яблочный спас и 29 августа - Ореховый спас - символизируют собой вкушение первых плодов нового урожая. Считается, что в Медовый Спас даже самый нищий и нуждающийся человек должен откушать свежего мёда: «На Первый Спас Медовый и нищий мёд ест».

Из-за того, что 14 августа была крещена вся Русь водой Днепра, Медовый Первый Спас также зовут еще Мокрым, Водным Спасом или Спасом на Воде.

Медовым спасом начинается Успенский пост (в просторечии Госпожинки, Оспожинки, Спожинки) - православный пост, установленный в память Успения Богородицы, один из четырёх многодневных постов церковного года. Соблюдается успенский пост с 14 августа по 27 августа включительно и завершается праздником Успения.

В первый день поста, в праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня 14 августа, по традиции совершается освящение мёда нового сбора, и с этого дня благословляется его употребление в пищу.

В праздник 19 августа - Яблочный спас. Преображение господне можно употреблять рыбу; начиная с этого дня разрешается употреблять виноград и яблоки нового урожая, которые освящают в этот день в церквях

В праздник Успения Божией Матери 28 августа, если он приходится на среду или пятницу, разрешается рыба, а разговение переносится на следующий день; если приходится на другие дни недели, то поста нет.

Историческая справка

Празднование изначально было установлено в Константинополе, поводом послужили многочисленные болезни, часто начинавшиеся в августе. Зарождение праздника относится к 9 веку, а в 12 - 13 веках он утвердился во всех Православных церквях мира. Официально праздник был установлен в 1164 году Андреем Боголюбским.



Источник – http://dslov.narod.ru/prazd/pr59.htm

Tags: КаленДарь, Наследие ПравоСлавного Рода
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments