angelvalentina (angelvalentina) wrote,
angelvalentina
angelvalentina

Categories:

КУПАЛО - КУПАЛА - ИВАН КУПАЛА (часть 2)


Валентина – Ангел света – Артемчук написала
21 июня 2012 года, 21:08

КаленДарь наших ПраЩуров, Наследие ПравоСлавного Рода

КУПАЛО - КУПАЛА - ИВАН КУПАЛА (часть 2)

Издревле в ночь на Купалу (с 23 на 24 кресеня) на берегах водоёмов разжигали священные костры, через которые прыгали парами, взявшись за руки, парни и девушки[3]. Пускали венки по воде, собирали волшебные травы и коренья, искали чудодейный Жар-цвет, а поутру купались в целебной росе... Накануне Купалы отмечали день Аграфены (Агриппины) Купальницы, или Аграфену — Лютые Коренья (23 кресеня/июня). Этот день считался началом купания, хотя при тёплой погоде, конечно, начинали купаться гораздо раньше, ибо одни лишь пожилые люди избегали купаться до сей поры, о чём и говорили в народе: «На Аграфену Купальницу старики закупываются[4]». Тако же считали, что некоторые волховские рощения, а особенно коренья, обретают о сию пору лютую (то есть злую) силу.
----------------------------------------
[1] Обычно празднуется, когда Солнце «на птичий нос» переходит за точку Солнцеворота.
[2] Согласно «Евангелиям», Иоанн Креститель (чьё имя происходит от иудейск. Иоханан — «Яхве помиловал», или «Яхве благословил») был суровым аскетом, поэтому его имя вряд ли подходит для названия такого жизнеутверждающего и любвеобильного Славянского праздника, как Купала. (У Славян было имя Иван — с ударением на первый слог — от названия дерева ивы.)
[3] Купальский костёр, через который прыгают пары, называется Купальцем и должен отличаться от священного Огня на Капище, предназначенного для принесения треб Родным Богам, прыгать через который — считается хулой на Богов.
[4] То есть начинают купаться.
-----------------------------

Купала
Купала — один из величайших Святодней Кологода, приуроченный к Летнему Солнцевороту. Празднуется в ночь на 24 кресеня/июня-месяца, когда Солнце «на птичий нос» переходит в следующее Полуколо года, начиная «катиться вниз» — отмыкая путь своего нисхождения к зиме. Рекут, на Купалу Отец-Небо соединяется в любовном союзе с Матерью-Землёй, Явь — с Навью, Огнь — с Водой, а Муж — с Женой. Во Святодень сей Солнце находится на пике своей Огненной Мощи, Земля отдаёт людям сокрытые в ней чудесные клады, целебные травы и коренья входят в свою полную силу, а вода таит в себе великое Волшебство... Зачин Купальскому обрядиву кладётся после полудня — ближе к вечеру, когда на Капище соберётся весь честной народ, и волхв, выйдя посередь круга да поклонившись на все-то четыре стороны света белого, речёт:
ЗДРАВЫ БУДЬТЕ ЛЮДИ ДОБРЫЕ! СЕГОДНЯ У НАС СВЕТЕЛ ПРАЗДНИК ЧЕСТНА КУПАЛА!
А ЧТО СДЕЛАНО ТО ПРОПАЛО[1] ДНЕСЬ НАМ НЕ СЕЯТИ А НЕ ЖАТИ ДНЕСЬ НАМ ЗВОНКИ ПЕСНИ ПЕТИ ДА СЛАДКИ МЕДЫ ПИТИ
А ЧЕСТНУ КУПАЛУ СЛАВИТИ! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА! МАТУШКЕ СЫРОЙ ЗЕМЛЕ СЛАВА!
ПОДЫМИМСЯ МЫ НА ГОРУ ВЫСОКУ ЗАПАЛИМ МЫ ОГНИ ГОРЮЧИ ПОКАТИМ КОЛЕСА ОГНЕННЫ ДА ВО БЫСТРЫ ВОДЫ БЕГУЧИ КАКО СОЛНЦЕ УТРОМ НА ГОРУ ВЗДЫМАЕТСЯ КАКО ВВЕЧЕРУ СО ГОРЫ СКАТАЕТСЯ

ГОСУДАРЫНЕ ВОДЕ СЛАВА! НАИПАЧЕ ЖЕ ТРИСВЕТЛОМУ СОЛНЦУ СЛАВА! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!

УЖ ТЫ ЕСИ МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ БУДИ ТЫ ВОВЕК СИЛУШКОЙ ПОЛНА БУДИ ТЫ ВОВЕК К НАМ ЩЕДРЫМ-ЩЕДРА ЗАРОДИ ТЫ ЖИТА ВО ПОЛЮШКЕ ВСЯКОГО КОРЕНИЯ ДА РОЩЕНЬЯ СОХРАНИ-СБЕРЕГИ ТЫ НАС ВО СВОИХ ПАДЯХ НА ХОЛМАХ ДА НА ПЕРЕПУТЬЯХ НЕ ДАЖДИ В ПУТИ ОБ НЕДОБРО ПРЕТКНУТЬСЯ ОТКРОЙ НАМ КЛАДЫ СВОИ ЗАВЕТНЫЕ СИЛУШКУ СВОЮ ДРЕВНЮЮ ВЕЛИМОЩНУЮ ЧТО ДОРОЖЕ ВСЕГО ЗЛАТА ДА СЕРЕБРА ДАЖДИ НАМ ТВОИМ ДЕТЯМ ПО ПРАВДЕ ЖИТИ ПОДОБРУ БЫТИ ДОБРО ТВОРИТИ ВО ДОМАХ ЛАДИТИ А ДЕТЕЙ РОДИТИ ЧЕСТНЫМ ТРУДОМ СВОЙ РОД ВЕЛИЧАТИ ДА ТЯ НАША МАТИ ВОВЕК СЛАВИТИ! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!

УЖ ТЫ ЕСИ ГОСУДАРЫНЯ ВОДА КАК БЕЖИШЬ ТЫ БЕЗ ЗАСТАВЫ ДА БЕЗ ПРЕГРАДЫ ХЛЯБЯМИ НЕБЕСНЫМИ ДА ЗЕМНЫМИ ДА ПОДЗЕМНЫМИ ТАКО ЖЕ К НАМ ПРЕЧИСТАЯ ПРИХОДИ НАШИ НИВЫ ДА ЛУГА ОСВЯТИ ПРИНОСИ С СОБОЙ ТЫ РОСЫ МЕДВЯНЫЕ В ПОЛНУ СИЛУ ВСЯКИМ ТРАВАМ ДА РОЩЕНЬЯМ А ПОЙДУТ ВО ТЕМНУ НОЩЬ ЖЕНЫ ВЕЩИЕ А СБЕРУТ ТЕ ВОЛШЕБНЫ ТРАВЫ ДА РОЩЕНЬЯ БУЙНЫМ ВЕТРАМ НА УСМИРЕНИЕ ЯРУ ЖИТУ НА СОЗРЕВАНИЕ КРАСНЫМ ДЕВУШКАМ ВО ЛЕПОСТЬ А ВСЕМ ДОБРЫМ ЛЮДЯМ ВО ЗДРАВИЕ! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!

УЖ ТЫ ГОЙ ЕСИ КРАСНО СОЛНЫШКО СВЕТ-ДАЖДЬБОЖУШКО ТЫ НАШ ДЕДУШКО ХОДИШЬ ТЫ ВО СВОЕМ ДОМУ ВО СВОЕМ ЗЛАТОВЕРХОМ ВО ТЕРЕМУ ТЫ РАСЧЕСЫВАШЬ ЧАСТЫМ ГРЕБЕШКОМ СВОИ КУДРИ ЗЛАТЫЕ-РУСЫЕ А КАК ВЫЙДЕШЬ ТЫ НА ЗЛАТО КРЫЛЬЦО ОСЕДЛАЙ КОНЯ ЗЛАТОГРИВОГО ПОСКАЧИ НА НЕМ ПО СВЕТЛЫМ ЛУГАМ ВОЗНЕСИСЬ НА ГОРУ ВЫСОКУЮ А ГОРА ТА ЕСТЬ МАТИ ВСЕМ ГОРАМ А НА НЕЙ СТАР-ДУБ ОТЕЦ ВСЕМ ДУБАМ РАЗМЕЧИ ЛУЧИ ТЫ ВО ВСЕ КОНЦЫ КЛИКНИ ГРОМКИЙ КЛИЧ ВО ВСЕ СТОРОНЫ ТВОИ ВНУКИ НА КЛИЧ ТОТ ОТКЛИКНУТСЯ НА ХОЛМЫ НА ГОРЫ ВЫСОКИ ПОДЫМУТСЯ КО НЕБУ ВЗМЕТНУТ ДЕСНИЦЫ СО СЛАВОЮ СВЕТУ ТВОЕМУ ВСЕ ПОКЛОНЯТСЯ! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!

ГОЙ ЩЕДРЫМ-ЩЕДРА ТЫ ЗЕМЛЯ-МАТУШКА! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА! ГОЙ ЧИСТЫМ-ЧИСТА ТЫ ВОДА-МАРУШКА! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА! БОЖСКОЙ СИЛОЮ СИЛЬНЫ ТРАВЫ ВЕЩИЕ! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА! БУДЬТЕ ЗДРАВЫ ДА ВОЛЬНЫ ЛЮДИ РУССКИЕ! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА! СЛАВНЫ БУДЬТЕ СВЕТЛЫЙ ЯР СО КУПАВОЮ! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА! ГОЙ ТРИСЛАВНО БУДИ СВЕТ-СОЛНЦЕ КРАСНОЕ! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

 К сему времени уже должны быть готовы — сделаны-припасены заранее: дрова да факелы для костров, венки из трав сильных да цветов, просмолённое колесо от старой телеги (либо восьмиконечное коло, сплетённое здесь же из веток и обмотанное просмолённой паклей), а тако же всевозможные верные обереги для нощного-тайного волхования и всё иное — для праздничного деяния... После зачина волхвы прилюдно рекут славы и приносят должные требы Светлым Богам на Капище (подробнее о сём — см. наш «Урядник Малый»). Через какое-то время, уже после наступления сумерек, кто-то из волхвов, в окружении малого круга вещих дев и людей сведущих, идёт к реке либо озеру, где, обращаясь к Ящеру — Владыке Подземья, речёт:
РАЗЫДИТЕСЬ ТУМАНЫ СЕРЫЕ НАД ПУЧИНАМИ ВОД ТЕМЯНЫХ НОЩИ ВЕЩЕЙ ПУТЬ В МИР ОТВОРИТЕ ПОД ЗЕМЛЕЙ ШЕВЕЛЬНИСЬ-ПРОБУДИСЬ ЯЩЕР-ЗМЕЙ ВЕЛИК ЗЕМЛИ ДЕРЖАТЕЛЬ ВЕЛИКИЙ СОТРЯСАТЕЛЬ ЯВИ СВОЙ ЛИК! ГОЙ!

Затем — приносит Ему требу хлебом и зерном, речёт:
ЩУРОВЕ-ЯЩУРЕ ЧЕРЕН ДА ГОЕН СОЛНЦЕ НОЩИ ВЛЕКУЩИЙ КОРНИ ДРЕВА ГРЫЗУЩИЙ ЗЕМЛЮ ТРЯСУЩИЙ ВО НАВИ СУЩИЙ ВОДЫ ТВОИ ГЛУБОКИ ПОЛЯ ТВОИ ШИРОКИ ЗЕМЛИ ТВОИ ОБИЛЬНЫ БОГАТСТВА ТВОИ ДИВНЫ ВО НОЩИ СТАВШИЙ ОТ ВЕКУ ХРАНЯЩИЙ ОГНЕННУ РЕКУ ЗЕМЛЕЮ ЧЕРНОЙ РАСТУЩИЙ ВЕДУ ДРЕВНИХ БЛЮДУЩИЙ ХРАНИ ЧТО РОДОМ ОТМЕРЕНО ВЕРШИ ЧТО РОДОМ ПОВЕЛЕНО ИЗ ТЛЕНА ЖИВОТ ДАРУЙ В НОВЕ ДА МИЛУЙ В ПОСМЕРТНОЙ ДОЛЕ! ГОЙ!

После чего вещие девы кланяются Ящеру женской фигуркой, вылепленной из пресного теста, рекут:
БАТЮШКА ЯЩЕР ВОТ ТЕ НЕВЕСТА ДЕВА ИЗ ТЕСТА ЛЕПА МИЛА ТЕЛОМ БЕЛА ПРИМИ ЕЕ ВО ЧЕРТОГ СВОЙ ЛЮБИ ЕЕ ГНЕВ СВОЙ УСПОКОЙ! ГОЙ!

Народ же тем временем собирается коло Лелиной Берёзки, заранее срубленной, украшенной лентами разными да лоскутами красными, установленной посредь поляны либо иного какого ровного места — на малом-невысоком холмике. (Срубая берёзку, виноватые корятся Дедушке Лешему, непременно принося ему искупительные жертвы.)

Под Берёзкой устанавливают Яруна (того самого, коего привёз в своё время Ярила Вешний), либо — тут же сплетённую из соломы куклу Ярилы с ярко выраженным мужским достоинством — гоем, искусно вырезанным из дубового сука и окрашенным в красный цвет. Водят вокруг Берёзки хороводы, поют песни, парни выкликают девушек на пляс посередь круга — коло Берёзки-Лели да Гоя-Ярилы. Внезапно кто-то из плясунов опрокидывает Яруна. Хоровод сразу же останавливается, коло размыкается, а буйное веселье сменяется притворным девичьим плачем и женскими причитаниями: — Помер Ярила наш! Помер! Не встанет Он больше! А какой Он был хороший да пригожий, какой был справный да славный! Что же нам делать без Тебя? Без Тебя-то и жизнь не жизнь! Приподнимись хотя б на часочек! Без Ярилушки мы все — сиротинушки!.. И т.п.

Пока девы да жёны плачут да причитают, парни да мужи приносят носилки, на кои Яруна водружают да несут «во Ино» — Велесу на помины. Несут его коло поля, а то ещё и поболе. Там, на той стороне, где несёт свои воды река, простираются Велесовы (Навьи) Луга. Там идуших встречает Бер Косматый — Сам Бог Волохатый. Вопрошает их: — Кто вы, гости незваные? Куда и откуда идёте? Кого по-за мрое[1] несёте? Идущие отвечают: — Гой Ты, Бер Косматый, Боже наш Волохатый! Несём мы Сына Твово — Ярилушку Самого! Волохатый — грозно: — Что же с Ним сталось? Идущие: — Помер Ярила! Волохатый: — Како ж сие приключилось? Идущие — виноватым голосом: — Бабы наши Его уморили! Волохатый — гневным голосом: — За то — нет вам пути далее! Видя, что дальше не пройти, народ пытается откупиться от Волохатого Стража, предлагая Ему поочерёдно: злато-серебро (горсть мелких монет) — от мошны; затем ярое зерно, Семя Богово — от Родной Земли; а напоследок песню звонкую, песню славную — от чистого Сердца! Приняв сии дары, Волохатый Страж сменяет Свой гнев на милость и пропускает идущих — всех, кроме «виновниц» смерти Ярилы, кои возвращаются обратно, оставляя мужей одних завершать начатое обрядиво.

Мужи, продолжая ход коло поля, подносят Яруна к заранее приготовленной Краде, на кою и водружают его, разоблачась по пояс либо донага.

Возжигают Огонь. Всем действом заправляют шутейные «волхвы», творя весь погребальный обряд как бы «задом наперёд». После того, как Крада прогорела, и от Яруна остался один лишь прах, его осторожно собирают и в особом сосуде несут «хоронить» в поле, предварительно обсыпав «могилу» зерном и облив изрядно пивом либо мёдом. Предав прах Земле, мужи чествуют Ярилу хмельным мёдом да крепким (матерным) словом, зорко следя за тем, чтобы никто из женской половины ни зрел, ни слышал сего, ни явно, ни притаившись где-нибудь невдалеке...

Пока продолжаются «похороны» Ярилы, девы вновь собираются коло Берёзки, где творят свои таинства, не допуская к оным парней, поют песни и водят хороводы. По завершении же обряда «похорон», парни, воссев друг другу на плечи, как при игре в «коняшки», совершают «набеги» на девичий хоровод (конечно, не в полную силу), стараясь отнять Берёзку, кою девы усердно защищают. Всё деется со смехом, с весельем и без чрезмерной «воинственной» ярости. Как правило, после третьей попытки парням удаётся захватить Берёзку, кою они сразу же волокут к реке — топить. При сём — рекут:
ХОДИЛИ ДЕВУШКИ КОЛО МАРУШКИ КОЛО МАРУШКИ КОЛО КУПАВУШКИ КОЛО КУПАВУШКИ СУПРОТИВ ЯРИЛУШКИ ЯРИЛСЯ ЯРИЛА ДА СТАЛ БЕЗ СИЛ КУПАЛСЯ КУПАЛА ДА В ВОДУ УПАЛ! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!

 Затем все вместе собираются у приготовленного загодя Купальца (большого Купальского костра, сложенного из цельных дерев — в три и более человеческих роста, посередь коего врывается в землю, подпираемый со всех сторон рогатинами, «ост» — высоченный шест, к самой вершине коего привязан Огнич — большой пук соломы либо сухих еловых веток). По слову жрецов, рекущих заговоры-славления Огню, Купалец возжигается от Живого Огня, добываемого трением. Весь народ встаёт в хоровод коло него. Пока костёр разгорается, волхвы рекут славы Купале:
ГОЙ КУПАЛА КРАСЕН СТАНЬ ДО НЕБА ЯСЕН ОГНЕЦВЕТ ИСКРЯЩИЙ ВО НОЧИ ГОРЯЩИЙ ПАПОРОТЬ-КУПАВА ОПРЯДИСЬ ВО СЛАВУ КОПНЫ ЖИТА ЗОЛОТОГО КОТЛЫ ПИВА ХМЕЛЯНОГО ДЛЯ НОЧИ ЧУДЕСНОЙ ДЛЯ СЛАВЫ НЕБЕСНОЙ КУПЫ МНОГИ СОТВОРИТЕ РОДУ ПРИБЫТОК ЧИНИТЕ НАЧАТИ РАДЕНЬЕ РОДУ ПРОСЛАВЛЕНЬЕ НАЧАТИ КУПАНЬЕ РОДУ ВЕЛИЧАНЬЕ! СЛАВЬСЯ САМ КУПАЛЕЦ ВЕЛИКОЙ УДАЛЕЦ! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!

Если последние слова славления придутся на вспышку Огнича над разгоревшимся Купальцем — сие считается благим предзнаменованьем и чествуется всеобщим славлением, выкликаемым троекратно, как бы единым гласом: — Гой, Купала! Слава! Слава!! Слава!!!

 Здесь же в Огонь ввергают чучелко Морены-Смерти, приготовленное вещими девами заранее. После сего волхвы творят различные обережные обряды, и хоровод начинает кружиться с новой силой... Позже, уже в глубокой ночи, от Купальца возжигается Огненное Колесо, кое затем скатывается с горы либо берега реки вниз — так, чтобы оно непременно закатилось в воду:
КОЛО ЯРИ! МАРУ ПАЛИ! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!

 Когда Купалец прогорит и порядком осядет, вокруг него начинаются всеобщие весёлые игры и выбор суженых. Девушки выбирают парней, хлопая своего избранника ладонью по плечу, а затем убегая от него. Если парень бросается вдогонку, значит девушка мила его Сердцу. Догнав, он ведёт её к Костру, через который они затем вместе прыгают, взявшись за руки. Если при сём прыжке их руки не расцепятся, значит их пара состоялась. Тогда они обмениваются венками и оставшуюся часть празднества проводят вместе... Затем наступает пора песен у костра, купания в реке (как правило, купаются полностью обнажившись — парами), пускания венков с огнями по воде и гаданий, поиска Папоротника-Огнецвета, катания по росе — во здравие да во красу, сбора целебных трав, Любви, частных треб Родным Богам, одиночных радений и прочего... Завершается празднество с рассветом — встречей-славлением Трисветлого Солнца:
НА ВОСТОКЕ СОЛНЦЕ ВСТАВАЛО СОЛНЦЕ ВСТАВАЛО СВЕТ РАЗЛИВАЛО НА ЛУГА НА НИВЫ НА ЛЕСА НА РЕКИ НА СВЯТЫ КАПИ НА ГРАДЫ НА ВЕСИ ГДЕ СОЛНЦУ СВЕТИТИ ТАМ ЗЕМЛЕ РОДИТИ ТАМ ЛЮДЯМ ЛАДИТИ ВО ПРАВИ ХОДИТИ ДАЖДЬБОГ ДЕД НАШ СВЕТА ДАРИТЕЛЬ СВЕТА ДАРИТЕЛЬ ПРАВДЫ ХРАНИТЕЛЬ ТОБОЙ СОЛНЦЕ СВЕТИТ ТОБОЙ ЗЕМЛЯ РОДИТ ТОБОЙ ЖИТО ВОСХОДИТ А В ДОМ ЛАД ПРИХОДИТ ОТ ТЕБЯ ПРАВДА УТВЕРДИЛАСЯ ОТ ТЕБЯ ВСЯ РУСЬ НАРОДИЛАСЯ СЛАВУ ПОЕМ СОЛНЦУ-ДАЖДЬБОГУ СЛАВУ ПОЕМ ДЕДУ НАШЕМУ! СЛАВА! ГОЙ!

Слава Роду! [2001 – 2002]
------------------------------------------
[1] Речь идёт об обрядовом запрете на работы в день праздника.
[2] По-за смертью.

---------------------------------
Купала

Жарким пламенем костры, Гой, Купала, гой, Купала! Силой Солнца зажжены, Гой, Купала, гой, Купала! Ходим, водим хоровод, Гой, Купала, гой, Купала! С песнями по Солнцу ход, Гой, Купала, гой, Купала!..

1. Предисловие
...Веками и тысячелетиями по всему Арийскому миру от Скандинавии до Индии загорались в ночь Летнего Солнцеворота на холмах священные костры, разложенные руками наших Предков. Всю ночь напролёт ярым пламенем пылали их огни, и возносились ввысь к Небесам песни и славления Великим Богам от Сердец человеческих, и Боги слышали их. Разными Именами называли люди Великих Богов, на разных языках рекли Им свои славления, но обращались они к одним и тем же Силам, и потому понимали друг друга без слов, и Боги пребывали с ними. Восточные Славяне, верви чьих Родов ныне мы во Яви длим, издревле называли сей светлый праздник, приуроченный к Летнему Солнцевороту, Купалой. От веку славили честные Предки наши Богов Родных во Святодень сей — и нам тако же деять заповедовали.

Потому и ныне — как прежде — пылают в Купальскую ночь на вершинах древних холмов священные костры, и славят — как прежде — люди русские Исконных Богов своих, и Боги слышат их и пребывают с ними.

2. Купала: общие сведения
 Праздник Купалы — один из древнейших и важнейших Святодней Кологода. Это время, когда Солнце входит в полную свою силу, когда мужское начало в Природе соединяется с женским: когда Небо соединяется с Землёй, огонь — с водой, а день — с ночью. Издревле Славяне почитали праздник сей, славя Всесущего Всебога — Всеотца Рода и Всеживую Матушку Природу, Родных Богов и Предков своих, силы Земные и силы Небесные — силы ведомые и силы неведомые. Праздновалась Купала после того, как Солнце «на воробьиный скок» перейдёт за точку летнего Солнцеворота — в ночь с 23 на 24 месяца кресеня/июня[1]. Сам Солнцеворот чествовался сведущими людьми особливо[2], народные гуляния же начинались после. Особенно в народе почиталась Купальская ночь — время, когда открываются врата Яви и Нави, человечьим языком говорят деревья и животные, а травы наполняются волшебной силой...
В христианское время церковники приурочили к Славянской Купале свой праздник — день рождества Иоанна[3] Крестителя. Отсюда и пошло нелепое словосочетание, дожившие до наших дней: «Иван Купала».

Любопытно отметить, что в некоторых местах бытовало другое название праздника: «Ведьмин Иван», «Иван Колдунский» или «Иван-Ведьмак»... В XVII в. некий иконописец Григорий, повествуя о народном праздновании «Ивана Купалы», писал, что люди «всю ночь бесятся, бочки дегтярные зажигают и з гор катают и венки зажегши скачут. Тако же ведунов много, и свадьбы без них не могут отправити».

В Синопсисе Гизеля (Киев, 1679) написано:
«Пятый идол Купало, его же Бога плодов земных быти мняху и ему... благодарения и жертвы в начале жнов приношаху. Тогожде Купала Бога... и доселе по некиим странам Российским ещё память держится; наипаче же в навечерия Рождества св. Иоанна Крестителя собравшийся в вечеру юноши, мужеска, девическа и женска полу, соплетают себе венцы от зелия некоего и возлагают на главу и опоясуются ими. Ещё же... кладут и огонь, и окрест его емшеся за руци, ...ходят и скачут и песни поют». Густынская летопись (XVII в.) сохранила описание обрядов Купалина дня: «Сему Купалу-бесу ещё и доныне по некоих странах безумныи память совершают, наченше июня 23 дня, в навечерие Рождества Иоанна Предтечи, даже до жатвы и дале сицевым образом: с вечера собираются простая чадь обоего полу и сплетают себе венцы из ядомого зелия или корения и, препоясавшиеся былиём, возгнетают огнь, инде же поставляют зелёную ветвь и, вземшеся за руце, около обращаются окрест оного огня, поюще своя песни, …потом чрез оный огнь перескакуют» (ПСРЛ[4]. Т. 2. С-Пб., 1843. С. 257).

Ещё в начале XVI в. церковные власти требовали запрещения народных игрищ в этот день (см., напр., послание Памфила, игумена псковского Елеазарова монастыря, псковскому наместнику и властям о прекращении народных игрищ в день Рождества Иоанна Предтечи (1505 г.) // Дополнения к Актам Историческим. Т.1. СПб., 1846. С. 18-19, №22). В русских деревнях и по сей день можно услышать от стариков, что после «Ивана Купалы» снимаются запреты на купание, на заготовку целебных и иных трав и рощений, что после сего дня змеи перестают жалить, а кукушка — куковать, и прочее...

Продолжение в следующем посте.
Tags: КаленДарь, Магическое время, Наследие ПравоСлавного Рода
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments