angelvalentina (angelvalentina) wrote,
angelvalentina
angelvalentina

Categories:

Духов день (начало Русальий недели) – 28 мая



Валентина – Ангел света – Артемчук написала

28 мая 2012 года, в 02:25

КаленДарь наших ПраЩуров, Наследие ПравоСлавного Рода


Духов день (начало Русальий недели) – 28 мая


С картины К.Васильева "Русалка"



Наступила одна из Русальих недель(Зелёные свята). В это время русалки выходят из своих дворцов на дне рек и озер и странствуют на их берегах в близлежащих лесах и рощах. Приютом себе они избирают ветвистые деревья, преимущественно дубы, где качаются на ветвях, или разматывают пряжу, похищенную у тех поселянок, которые ложатся спать без молитвы. О происхождении русалок христианское поверье говорит, что все младенцы женского пола, родившиеся мертвыми или умершие без крещения, а также взрослые утопленницы, наконец, купающиеся без креста — становятся русалками.


Это день, когда рожала Мать-Земля и потому ее нельзя тревожит – копать, сеять, сажать…




26 мая по 2 июня отмечаются Зелёные Святки (Вторые Русалии) - череда святодней, предшествующих Яриле Мокрому, чародейная седмица, посвящённая проводам весны и сопутствующих ей женских духов- русалок-берегинь. Время, когда на смену юной Деве Леле приходит зрелая женщина - Жена Лада. О сию пору провожают Кострому - Ярилину сестру, макая её чучело (которое обычно плетут из травы и украшают цветами) в воду, а затем разрывая его и размётывая остатки по полю. Творят сие священнодействие вещие девы, облекшиеся в личины русалок и рубахи-долгорукавки без оберегов




Русалья неделя – неделя Женщины, женской духовной силы оберегающий весь род.

Праздник Вил и Марены, Влаги Земной, начинается с чествования предков, которых приглашают погостить в дом, разбрасывая по углам дома свежие березовые ветки.


Это также день памяти и общения с водными, луговыми и лесными навьями — русальими духами своего рода. Согласно преданиям, русалками и русалами становятся те, кто умер преждевременно, не став взрослым, или ушел из жизни добровольно.


Женщины проводят тайные обряды, оставляя хозяйство на мужчин иногда на всю неделю. А имеющие детей оставляют для русальих деток в поле или на ветвях у источников старую одежку своих детей, рушники, полотна. Надо задобрить русальих духов, чтобы не приставали к детям и другим родичам, чтобы способствовали плодородию наших полей, лугов и лесов, напоили их соками Земли.



По преданию, во время Русальной недели русалок можно было увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах и, конечно же, на перекрестках дорог и на кладбищах. Рассказывали, что, во время танцев русалки исполняют обряд, связанный с защитой посевов. Они могли и наказать тех, кто пытался работать в праздник: вытоптать проросшие колосья, наслать неурожай, ливни, бури или засуху.


Встреча с русалкой обещала несметные богатства или оборачивалась несчастьем. Русалок следовало опасаться девушкам, а также детям. Считалось, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому во время Русальной недели детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на луг. Если во время Русальной недели (неделя после Троицы уже во время ристианства) погибали или умирали дети, то говорили, что их забрали к себе русалки.


Чтобы уберечься от русальего приворота, надо было носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен и чеснок.


Источник – [url]http://www.calend.ru/holidays/0/0/1598/[/url]



На момент введения Юлианского календаря: 10 мая
В пасхальном календаре этот день выпадает на понедельник после Троицы.

Русские люди верили, что вечером накануне Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям», появляется в домах. Считалось, что в Духов день, земля беременна урожаем и поэтому, её нельзя трогать: копать, засевать, втыкать палки.

Повсеместно было распространено поверье, что в Духов день, перед восходом солнца, Мать-Сыра-Земля открывает свои тайны. Желающие узнать их, помолясь Святому Духу, ходили «слушать клады», припадая к земле ухом. По преданию, земные и подземные тайны открываются только истинным праведникам, благочестивым людям.

Верили что в Духов день русалки выходят на сушу и бегают по полям и лугам, давая им влагу, и там, где пробежали русалки, трава будет расти гуще, а рожь и ячмень – колосистее.

Крестьяне верили также, что в Духов день души умерших людей прилетают на землю и садятся на берёзовые ветки, воткнутые в наличники окон или поставленные на божницу.

В ряде мест в Духов день продолжались молодежные гулянья. Так, в Новгородской губ. в сосновом бору собиралась молодёжь из нескольких соседних деревень, разводила костры и устраивала возле них игры и пляски.

В Костромской губ. в Духов день колдуны начинали делать пережины – магическим способом переправлять урожай в свои амбары.

В этот день за пределы деревни выносили обрядовое деревце – троицкую березку, которая в течение предыдущих дней была центром праздника, развивали и оставляли её в поле или топили в реке. Бросают венки в воду: потонет – к несчастью, поплывет – к счастью. В Сибири в Духов день проходили последние весенние гулянья молодежи.

Считали, например, что этого дня «как огня, страшится бродячая по земле нечисть», так как «сходит с неба священный огонь, который испепеляет злых духов». Пожилые женщины в этот день изготавливали травяной порошок, с помощью которого «изгоняли бесов», т.е. лечили различные болезни. В Калужской губ. в Духов день (на следующий день после троицких гуляний и игрищ) полагалось сходить на святой колодец, бросить мелочь в воду, помолиться и умыться святой водой, чтобы отмолить и смыть с себя то греховное и нечистое; святую воду брали домой, а у колодца оставляли поминальную еду.

По народным приметам только после Духова дня прекращаются заморозки; их не бывает до самой осени. «Не верь теплу до Духова дня!», «Придет Свят-Духов день – будет на дворе, как на печке», «Свят-Дух весь белый свет согреет!».

Отправляясь в Духов День к реке, озеру, колодцу, бабе нельзя говорить: «Пошла за водой», чтобы не накликать беду. «За водой» – значит по течению реки и ручья, так «идут» только утопленники. Вместо этого лучше сказать: «Пошла по воду». Смотреть на свое отражение в воде означает, что никого не сможешь полюбить или любовь свою потеряешь.

В этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются, очищаясь холодной весенней водой.

В народе также говорили, что погода в Духов день даёт прогноз на ближайшие 6 недель. Подобные приметы и в Германии: «Если на День Святого Духа дождь, дождь будет идти семь воскресений подряд», «Сырой День Святого Духа – жирное (сытое) Рождество». В Германии на Духов день в деревнях совершается обход полей с молитвами о плодородии.



Поговорки и приметы

До Свята-Духа не снимай кожуха. С Духова дня не с одного неба, а даже из-под земли тепло идёт. Не верь теплу до Духова дня. Придёт Свят-Духов день, – будет на дворе, как на печке. И сиверок холоден до Духова дня. Зябка девица-рассада, а и та просит у Бога холодку после Духова дня. Свят-Дух весь белый свет согреет. Доживи до Духова-дня, а тепло будет. «На Духа будзець цёпла і суха» (белорус.).

Веселится весь собор, катится к нам сокол (т. е. дух святой) /скопцы/. На сошествие св. духа развивают берёзки, бросают венки в воду; если тонет – к несчастью, плавает – к добру. «Как святым духом взято». «Духом сделаю». Свет плоти – солнце, свет духа – истина.

Сказанье о том, как бог Ярило возлюбил Мать Сыру Землю и как она породила всех земнородных >>
_________________

*) В некоторых месяцесловах дата Духова дня указана (10 мая), в других есть косвенные указания: «В Духов-день Земля – именинница». Н. Гальковский считает, что «именинницей земля бывает весною в Духов день или на Симона Зилота, 10 мая». С. Максимов указывает, что Земля бывает именинницей на Симона Зилота, в Духов день и в день Успения.

В сербском языке праздник Троицы и Духов день называют Русаље, Русаљи. [А. Афанасьев]

В Белоруссии считается, что с дня Святого Духа начинается Русальная неделя.

На пятидесятый день после Пасхи (пятидесятница) у католиков или десятый день после Вознесения у лютеран Германии отмечают Духов день (а не Троицу, как у нас) и празднуют его два дня – в воскресенье и понедельник.

Католики Белоруссии через 10 дней после Троицы отмечают праздник Божьего Тела.



Источник - [url]http://seminarzkr.narod.r[/url]u/kalendar/pages/01_mir/pr_05_10duh.html




Со дня Влаги Земной у древних славян начиналась Русалья неделя. Праздник, по разным источникам, отмечался после дня Троицы до Ивана Купалы.


У христиан точная дата зависела от многих факторов, например, от фазы луны и цветения конкретных растений. Главной движущей силой языческих обрядов, посвящённых культу плодородия, были женщины. На целую неделю они покидали ночами домашний очаг, целиком посвящая себя молитвам о будущем урожае. Это официальная версия Праздника. Были и другие, окутанные тайной и мистикой, духами и поверьями.


Ритуалы поклонения силам Природы совершались у водоёмов в обществе русалок, духов воды. Однако, не всем дозволялось присутствовать на ночных церемониях. Замужним женщинам ничто не угрожало. Напротив, сказители акцентируют внимание на любопытной детали: после русальей недели женщины заметно хорошели. Как им это удавалось - секрет. Но не дай Бог, в неурочное время оказаться ребёнку, мужчине или девственнице вблизи водоёмов! Вторжение незваных гостей на церемонию Плодородия каралось смертью, русалки не щадили никого. Хотя, как говорят, был и оберег от русалок - амулет из полыни (не забудьте, вдруг пригодится).


И самое удивительное, что в течение Русальной недели все заботы по ведению домашнего хозяйства брали на себя мужчины. Надо отдать должное нашим предкам: мужчинам хватало сил целую неделю вести хозяйство, а женщинам – силы духа всю неделю гулять по ночам.



С зеленой недели вплоть до осени русалки витают в лесах, где аукают и зовут к себе прохожих с хохотом «ходите к нам на рели (качели) качаться». Они заводят красивых парней и девок в лес и там защекочивают до смерти. Говорят, что русалки до того красиво поют, что слушатель готов внимать их пению несколько лет, не сходя с места. В Русалью неделю, а также в ночь под Ивана Купала русалки делаются особенно опасными для человека. В это время народ боится купаться в реках, опасаясь стать жертвой русалок. Молодые девушки наряжают берёзы лентами, заплетают им косы, кстати, чтобы свои волосы были хорошими, а как же, вся сила в них! Водят хороводы вокруг наряженных деревьев, кумятся между собой и с русалками. Вьют венки, пускают их по воде – всё для русалок, хотя и гадают по ним. Если венок уплывает – значит всё будет хорошо, а вот коли на дно опускается – жди беды неминуемой, смерти.


Между встречей лета и его серединой занял свое место церковный праздник Троица. А что же отмечалось в эти дни славянами еще до появления традиции праздновать Троицу?


Увы, тут не обошлось без путаницы календарных дат. «Высчитывая» заветные дни, мы ориентируемся на день Пасхи, к которому прибавляем пятьдесят дней. Троицу так и зовут – Пятидесятница. Пятидесятница – это кульминация предшествующих ей славянских празднеств. Дата эта каждый год меняется и по христианской традиции во вторник на русальей неделе шли на могилы тех, кто умер не своей смертью, и там пели обережные песни. Одна из них, известная как «Русалка-царица», пелась девушками при связывании макушек берез.


Другая, редкая песня, записанная в Перми в 1953 году, рассказывает о так называемом обряде «раздевания» березы, которую оплакивали. На вершине деревца оставляли завязанной красную ленту и шли к Каме. Там березу бросали в воду с похоронными причитаниями, поминая «подруженьку».



Песни не просто пели, их плакали. Вода, слезы – были важной составляющей этого дня. Слезы в славянских мифах и сказках очищают душу, залечивают раны. Русалки, кикиморы, утопленницы, и, главным образом, мавки – вовсе не дружелюбные духи, и сущности вод в этот день, незримые, также становились участницами девичьего коллектива. Для задабривания русалок, которые в эту пору лютовали, девицы пели обережные песни и по берегам развешивали белые холсты для еще не готовых женских рубах.



Девушки кумились не только друг с другом, березой, кукушкой, но и с русалками, которые незримо качались на ветвях.


Русалками и русалами, по преданиям, становятся те, кто умер, не став взрослым, некрещеные дети или же молодые девушки, утопившиеся от неразделённой любви.


Русальная неделя - это время, когда русалки выходят из мест своего обитания и свободно живут на земле, в лесу, в реках, озерах, родниках и в колодцах


На русальной неделе принято было выполнять магические обряды. Праздник «Русалии» начинался одним из них: в домах разбрасывали зелёные берёзовые ветки в знак приглашения в гости духов предков.


Источник - [url]http://prometeyfc.ucoz.ru[/url]/news/s_19_ijunja_nachinaetsja/2011-06-16-423





Суть праздника сводилась к чествованию умерших предков, которых приглашали погостить в дом. Для того чтобы русалки не смогли навредить семье, наши предки соблюдали определённые запреты, во многом совпадающие с поминальными. Люди избегали работ, связанных с пряденьем, шитьем, вышивкой «щоб русалцы очей не зашить», не выполняли полевых работ, не подмазывали печь и стены избы «щоб русалкам очи не избрызгать глиною», не ездили за дровами в лес и т.д. ведь в такие недели они могли находится совсем рядом.

Tags: КаленДарь, Наследие ПравоСлавного Рода
Subscribe

  • Деньрожденное

    По традиции все поздравления пишем сюда. Заранее всех благодарю.

  • Деньрожденное

    По традиции все поздравления пишем сюда. Заранее всех благодарю.

  • Деньрожденное

    По традиции все поздравления пишем сюда и не расплескиваем по другими постам. Тут ни одно поздравление не потеряется. Заранее всех благодарю.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments