angelvalentina (angelvalentina) wrote,
angelvalentina
angelvalentina

Музей в Бабанке. Наследие предков


29 июля 2011 года, в 01:26

(^_^)




Следующей точкой нашего путешествия стало село Бабанка Уманского района.
В Бабанке всего две асфальтированных улицы – на одной памятник погибшим солдатам во Второй мировой войне, танк и бензоколонка, а на другой – музей декоративно-прикладного творчества местных мастеров.

Папина двоюродная сестра тетя Нина, с которой он не виделся около тридцати лет, просила заехать к ней хотя бы на пару часов.
Тетя Нина ждала нас у калитки музея, предложив нам пройти внутрь, а после экскурсии – к ней домой. Оказалось, что тетя Нина – директор и организатор этого музея. Она рассказывала, что сначала ходила по дворам и спрашивала о наличие предметов старины, а потом люди сами стали к ней сносить все, что было не пригодно в быту или являлось предметом старины.


Тетя Нина открыла ключом металлическую калитку и мы пошли по тропинке из плоских камней, на зеленеющую территорию музея с раскидистым деревьями и выглядывающими из густой травы пнями. Глядя издали на белое в три окна здание с массивными перилами крыльца и такими же массивными, фигуристыми балясинами, трудно было поверить, что здесь до 50-х годов прошлого века проводились партийные собрания, а еще раньше – проходили будни революционеров.

Открывая дверь музея, тетя Нина поглядев на татар-траву (аир), которая лежала на дощатом полу, пояснила, что сегодня она готовилась к завтрашним Зеленым святкам (Святой Троицы), на которые должны привести пенсионеров из окрестности. А по обычаю, накануне Святой Троицы, собирают душистые травы, зеленые ветви, стебли аира. Вечером в домах всей семьей украшали дом чудодейственными травами — устилали полы аиром, чабрецом, полынью, украшали двери и ворота. Но это больше относиться к славянским обрядам, хотя этот обряд, признанный отпугивать нечистую силу от дома и оберегать домочадцев, считается церковным.

Войдя в первую комнату, которая скорей всего служила раздевалкой, мы обратили внимание на экспозицию предметов быта прошлого и, возможно, конца позапрошлого века – кожаный портфель (с такими раньше ходили врачи, учителя, профессора), казанки, ваганы (деревянное корытце для мойки белья, посуды и прочего), рогач (ухват), сулия (большая бутыль) оплетенная лозой и многое другое.


С одной стороны стенд, рассказывающий о местных достопримечательностях, о лучших людях села, а так же там была историческая справка о Бабанке.

А напротив стенда, под стеклом выставлены археологические находки, найдены на территории Бабановского район – глиняные черепки, металлические фрагменты…
Я бы не обратила на эту экспозицию особого внимания, если бы тетя Нина не указала на фрагмент зуба мамонта, который тоже был найден на территории Бабанки.
Удивительный контраст эпох под одним стеклом – черепки славянского и христианского быта, осколки войны и фрагмент зуба мамонта!

Над входом в следующий зал висит табличка "Выставочный зал работ мастеров декоративно-прикладного искусства". А по обе стороны двери и над табличкой висят красочные рушники с гроздьями синего винограда. На открытую дверь накинут большой рушник. Судя по орнаменту, цветовой гаме и величине, когда-то он весел над люлькой и ограждал младенца не только от яркого света, но и от нечестии, и дурного глаза.

Войдя в большой зал, мы были удивлены еще больше и зачарованы яркой экспозицией рушников, картин и вышиванок, а так же предметами быта – чугунный утюг, рубель, горшки…






Современной вышивки почти нет.

Это улей без крышки. Сделан он из целого ствола дерева, из которого вырезали середину и зачистили. По прошествую времени он стал совсем гладким без единой задоринки.



На полу возле рушников тоже были расставлены предметы быта.



А здесь на заднем плане горшечки-близнята (горшочки-близняшки. По-русски они называются – горшочки-ушатики). На мой взгляд, самый гениальный и многофункциональный горшок созданный славянским народом. Горшечки-близнята имеют общую ручку и служили для охлаждения молока в колодцах. В них же носили обед в поле – в один насыпали густую еду: кашу или сваренную картошку, а в другой жидкую: борщ, суп или молоко.

Пол музея устлан полосатыми домоткаными дорожки. Похожими дорожками долгое время застилали пол в коридоре и веранде моего отчего дома. А за пестрой "стеной" рушников у окон, стояли два массивных стола, которые были сбиты из обычной доски, стилизованные под старину, и лавочки, накрытые стилизованными современными рушниками. А на столе стояло угощение для пенсионеров, которых должны привезти завтра.
Окна тоже украшены рушниками, но фабричными – с голубями и парами колец.
У одного из окон стенд с фотографиями "Будни и праздники музея".

Вдоль стен расставлены и развешаны картины, скорее всего – работы созданы после 50-х годов прошлого века.

Это портрет, когда-то жившей здесь семейной пары, написан местным художником. Рассматривая портрет, я находила сходство этого мужчины с Есениным, хотя образ женщины далек от фееричной и экспрессивной Айседоры.


Мне же больше понравились красочные панно, натянутые на подрамник. Мне было трудно представить, какое место занимали эти полотна в простой украинской хате в советскую эпоху.

Может эта картина украшали маленькую спальню?

А может, такая картина весела напротив круглого обеденного стола, приковывая взгляды своей откровенностью?


Есть и картины написанные на стекле.

А этот пейзаж написан на двух стеклах – на первом стекле нарисована хата, рябь пруда и густая зелень, а на стекле за ним – основной розово-голубой фон.


Но все же особе внимание привлекла вышивка и символика старины.
Все мы знаем, что наши предки ничего не создавали просто так и каждый узор нес особый смысл. Я решила немного углубиться в символику вышивки.
Украинский оберег – это наидревнейший символ счастья, который воплощает традиции, мудрость рода и передавались из поколения в поколение, от матери к дочери, от отца к сыну.
К сожалению многое уже забыто. Огромный пласт знании о славянкой символике утрачен, но то, что мне удалось найти в инете, оказалось интересным увлекательным и материала хватит еще на много публикаций.

Рассмотрим рушники на этом фото.

Верхний рушник справа – зузуля (кукушка) мак и незабудки.
Кукушка – одна из наиболее «мифических» птиц. Кукушка-гадалка извещает о весне и пророчит человеку насколько долгой будет его жизнь. Считалось, что если весной человек услышит кукушку и имеет при себе деньги, то ему будет везти весь год.
Символика кукушки связана прежде всего со смертью и потусторонним миром. Согласно поверьям, именно у кукушки находятся ключи от вырия – места, куда на зиму улетают птицы. Она открывает его птицам, когда они вылетают весной на землю, и закрывает, когда те возвращаются на зиму в царство мертвых.
Соловья и кукушку вышиваются на девичьих рушниках. На рушниках кукушек чаще всего вышивают на ветке калины, что символизирует продолжение рода.
Мак, освященный на Маковея, имеет волшебное свойство оберегать от злых сил. С древних времен мак святили и им обсеивали людей и скот, веря, что он имеет волшебную силу, которая может защитить от любого зла. Есть и другое объяснение семантики этого растения – в нем заложена память рода. Считалось, что красный цветок мака прорастает на месте убитого человека из капли его крови. Существовало поверье, что весной поле после битвы покрывается маками. Таким образом, нежный и трепетный цветок несет в себе незабвенную память рода, символизирует связь с миром предков, бессмертие. Поэтому мак использовался при вышивке покутных рушников (рушники развешивались в углах дома, а иногда на божницах украшая иконы).

Из этого становится ясно, почему кукушка сидит над четырьмя цветами мака и незабудками.

На нижнем рушнике слева вышита роза и колокольчики.
Роза – напоминает собой Солнце. Даже в слове ружа (старинное название розы) можно найти древнее название Солнца - Ра. А староукраинское название крови – руда, потому роза символизирует еще и огненную кровь.
Роза – цветок богини любви Лады и ее дочки – богини весны Лели. «Царь-цветок» является символом доброжелательности и достатка, а красная роза – символ девичьей красоты и чистоты.
Колокольчик — символ болтливости.
Из этого можно сделать вывод, что этот рушник принадлежал молодой и разговорчивой девушке или же служил украшением, шутливо напоминая о девичьей особенности.

В нижнем правом углу рушник с анютиными глазками.
Анютины глазки в последствии стали приписывать к цветочной символике многих европейских стран – символ глубокомыслия, верности, мудрости. Их начали называть "мысль", "дума". Анютиным глазкам приписывали даже свойства привораживать любовь – об этом "говорит" цветовая гама
"анюток".




Молодоженов символизируют соколы, голуби, павлины и петухи. Характерной чертой свадебного рушника является расположение птиц головками друг к другу. Они либо держат в клювиках ягоду калины, либо сидят у корней дерева – символа новой семьи. Но этот рушник не свадебный.

А это уже свадебные рушники. Это уже более поздний вариант свадебного рушника, поскольку на нем нет дерева рода, которое "рассказывало" о живых и умерших родственников жениха или невесты.



На свадебных рушниках вышиваются парные птицы, а еще берегини, это такие небольшие стилизованные деревца в горшочках, хотя есть варианты и без них. Встречаются вместо деревца, как более поздний вариант – крест. Вышивают по обеим бокам полотенца, оставляя середину для "свадебного кольца". "Свадебное кольцо" – венок вышивают посередине, который позднее стал венчаться короной, символом венчания в церкви. Внутри венка вышивают инициалы (первую букву имени) соответственно жениха и невесты, но, как правило, вышивается два веночка с инициалами каждого отдельно. Венки на свадебных рушниках часто вышивали замкнутые, как круг, потому что веночек символизирует жизненную неоконченную дорогу, которая будет еще продолжаться.
Внизу ближе к краю рушника располагают прошву с пожеланиями жениху и невесте в виде определенного растительного орнамента. Вышивают для невесты розы – символ красоты, лилии – символ непорочности, гвоздики – символ верности, мак – символ продолжения рода. Для жениха вышивают виноград – как символ богатства, дуб – символ крепости, стойкости, силы, объединяют его с калиной – символом непрерывности семейной жизни. Основной мотив окружают небольшими прошвами из скромных узоров подходящей тематики. Лилии обязательно сопровождает узор, содержащий в себе крест.



Позднее, когда христианство вытеснило славянское язычество и мудрость предков, рушники с крестом служил оберегом для семьи. Чаще всего рушники с большими крестами служили "рубашкой" для икон и назывался такой рушник Божник.
Например, вот такой божник одетый на икону "Семистрельную Божью Матер", как в этом покуте (красном углу). На нижней части рушника вышита дата "1810 г".


А вот эти рушники – "Дерево жизни", еще его называют "Дерево Вселенной".



Славянское "Дерево Вселенной" отображает мифологические представления наших пращуров о мироздании. Крона дерева символизирует мир Прави – мир богов и всемирных законов, ствол обозначает Явь – это вещественный, материальный мир, где мы с вами живем. Корень дерева достигает в Навь – это подземный, потусторонний мир. Следовательно Дерево Вселенной условно можно разделить на три этажа, которые символизируют три мира, которые тесно связаны между собой и существуют одновременно: небесная Правь, земная Явь и подземная Навь.
Дерево начинается с большого цветка, который обозначает потустороннее солнце, – это мир Нави. Два цветка, которые смотрят вверх обьозначает мир Явы. Завершает Дерево цветок, который обозначает Солнце-Творца – мир Прави. Нижний и верхний цветки могут отличаться формой, но не отличаются по размеру. Между Правью и Навью, в Яве, может быть несколько рядов цветов, в зависимости от того, какая именно информация "зашивается" в полотенце. Эта информация помогала развитию и реализации планов.
К примеру, самое большее вышивалось семь рядов веток – символизируют тайны Вселенной, подключения, к невидимым мирам и тонким энергиям.
Вышивка дополняется безконечником, который вышивается по краю полотенца. Изображены на нем листья и плоды дуба, хмеля, винограда символизируют мужское начало, цветы и ягоды, – женский.



На полотенцах ХІХ — ХХ веков "Дерево жизни" — стилизированное растение без каких либо выраженных ботанических признаков. Часто изображаются в цветочных горшках или чашах, которые имеют многочисленные варианты. Под горшком с "Деревом" находится или зигзагообразный орнамент, или меандр, который символизирует подземную воду, или цветы, которые перевернуты головками вниз и символизируют подземный мир. Над "Деревом жизни" на вышивках изображаются разные варианты мотивов звезд, которые символизируют звездное небо.
В современной вышивке встречается и древний символ "дерево жизни", изображаемый преимущественно стилизованно в форме листьев и веток. Возле основы дерева жизни часто изображались парные птицы или животные, что символизировало парность жизни. Птицы размещались и на ветках в средней и верхней части дерева – в мире Яви и Нави.

На подносе среди рушников стоят глиняные игрушки. А рядом глиняная "Хата".



Я уверенна, что "Хата" с круглыми стенами (без углов) расписанная яркими красками – оберег, призванный охранять весь дом в целом, а также способствовать удаче в тех областях жизни, которые были особо важны для домочадцев.
Славяне верили, что нечистая сила может селиться по углам. Именно поэтому, когда освящали хату или справляли поминки, завешивались углы хаты рушниками с определенной обережной вышивкой – «чтоб нигде не спряталась нечисть». Скорее всего, с этой же целью и лепили из глины "Хату" без единого угла. В ее окошках есть маленькие отверстия, заглянув в которые понимаешь, что внутри "Хата" полая. А расписывали хату яркими и светлыми красками, чтобы над хатами, где был такой оберег, всегда светило солнце, а в хате - жило счастье.


Экспозиция вышиванок ( рубашек с вышивкой) маленькая, но тоже с завораживающей символической вышивкой.



Ромб - это символ, которыми древние славяне обозначали Землю. Но ромб мог обозначать землю, растение и женщину одновременно, поскольку все это относится к плодородию. Ромб – поле, точки внутри ромбов семена, знаки засеянного поля.



Хмель – узор напоминает листья хмеля, можно отнести к молодежной символике.
Хмель очень близкий к символике воды и винограда, он несет в себе знак развития, молодого буйства, плодородия и любви. С давних времен сохранился обычай: когда молодая идет на венчание, мать обсыпает ее хмелем. Потому обычно узор хмеля относится к свадебной символике и встречается чаще всего на свадебных рушниках и сорочках. Хмель, как и другие ползучие растения (горох, фасоль), является символом войны, храбрости и отваги, гибкости и ума.



Узоры с розами складывались по законам растительного орнамента, что обозначало бесконечное солнечное движение с вечным возрождением. Там, где розы сложены в систему геометрического узора, цветы-звезды, связанные между собой и воплощают представление человека о Вселенной, как о гармоничной системе.


Среди вышиванок, лежит рушник с шутливой надписью – "Восемь девок – один я. Куда девки, туда и я"

В здании музея несколько комнат и в каждой своя экспозиция. Самая впечатляющая из них "Горница бабушки Анны" великолепная и дышащая стариной.


Я думаю, что идея создание горницы появилась с рушника, к которому прикреплена эта табличка. К сожалению, сам рушник на фото не получился. Зато горница получилась на фото отлично.


На двери горницы висит яркий рушник с инициалами.



За дверью – шкаф прошлого века.



У шкафа старое, мутное зеркало и круглый стол. Обратите внимание на плетение из лозы. Это не перевернутая корзина или фруктница – таким в старину был абажур.



Для этой экспозиции даже сделали печь побеленную.


У окна стоит радиола "ВЭФ-Латвия" ламповая, СССР, 60-е годы ХХ века.
Прежде чем выложить эту фотку, я решила приодеться в "Фотошопе", чтобы не выделятся из общего интерьера. А заодно еще немного рассказать о значении вышивки.



Красный мак на вышиванках имеет совсем иное значение, чем на рушниках. Мак обозначает красоту, молодость и их скоротечность. Венок из красных маков – символ женской чистоты, его сравнивают с белым светом.
С цветущим маком сравнивают и юношу-молодца, поэтому юноши могли носить цветок мака в петлице рубашки.

В венок никогда не вплетали случайные цветы, но это уже другая история.
Сейчас же я предлагаю обратить внимание на ковер позади меня и на вышитую дату.


Ковер соткан в 1976 году.

Другие комнаты уже не стилизованы, но имеют не менее впечатляющую экспозицию.






Сапет – большая плетёная корзина для зерна.



Грабли, плуги, орала, хомут, грабли, щетки для скота, гребень для конской гривы, керосинка, в народе именуемая "летучая мышь"…

















Здесь есть даже кайданы (кандалы). Только взяв в руку, понимаешь, насколько они тяжелые

В самой дальней комнате – ткацкий станок с полотном, прялка…





Выйдя во двор, тетя Нина указала на вековую ольху во дворе. Она рассказала, что туристы и иностранцы, проезжающие через Бабанку, считают обязательным сфотографироваться около ольхи. В старину такое дерево навязывали прокудливым – имеющим не правильную форму, и обладающим магической силой, чаще всего не доброй. Само слово прокудливое происходи от слова – кудеса, потом замененное на – чудеса.



Об этом музее и его экспонатах можно рассказывать еще долго. Приезжайте сами и увидите еще то, что не попало в объектив нашего цифровика.

Tags: Встречи и путешествия, Встречи с отчим краем
Subscribe

  • Печальная дата. Татьяна Каминная

    Уходят друзья, уходят коллеги. Сегодня я узнала о смерти Камин – так мы между собой называли Татьяну. Я знала Татьяну с 2010-го года. Благодаря…

  • С днем Победы!!! 2021 года

    БесогонTV. «Лишь бы не было войны» длительность 34:25 мин.сек. БесогонTV. «Лишь бы не было войны» Послушаем письмо,…

  • С Новым 2021 годом!

    Поздравляю всех с Новым Годом! Лучше всяких слов – символ года на удачу по традиции от меня. С теплом от Ангела Света.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment