angelvalentina (angelvalentina) wrote,
angelvalentina
angelvalentina

Categories:

Прогулка в Успенский Адмиралтейский храм


Валентина – Ангел света – Артемчук написала
8 ноября 2013 года, 07:50
Встречи и путешествия, Христианские ценности
Прогулка в Успенский Адмиралтейский храм

В последний день октября мама напомнила, что в Успенский храм на «Адмиралтейке» привезли уникальные иконы нашей губернии. В экспозицию входит восемь икон Божией Матери написанные в XVIII – XIX веках. И поскольку иконы должны были увезти уже через четыре дня, мы поехали в храм.

Адмиралтейская площадь торжественна, даже в конце октября, когда почти все отцвело и пожухло. Она выстроена в полукруглой форме и начинается с воздушных арок, они означают «выход» России в море в качестве военно-морской державы.

В центре площади установлена ростральная колонна, в память о строительстве флота. Строго и симметрично вычерченные линии фонарных столбов, они белеют, будто корабельные мачты без парусов.
   

Широкие ступени, белоснежные арки у входа и вот он – древнейший храм, окруженный по периметру зеленым газоном с туями. Это называется – "зона для отдыха", но с полным отсутствием скамеек.

Уже с проезжей части виден каменный кубический трехпрестольный и пятиглавый храм с ярусной колокольней и трапезной.

Принято считать, что именно в этом Успенском Адмиралтейском храме Петр I освящал флот, но то была церковь, впоследствии разрушена. Потом на этом самом месте воздвигли этот древний Успенский собор, который является несомненным украшение «Адмиралтейки», повидавший на своем веку столько, что не вместить ни в одну человеческую память.
Побробнее читайте ТУТ



     Меня поразила древность этого храма с низкими дверными проходами, маленькими и напротив – большими окнами. Где-то уложена напольная плитка, обновлены двери, но всё же постарались сохранить стиль того времени. Все выглядит вполне уместно, кроме двух высоких ступенек когда заходишь в храм, покрытых светлым кафелем с черной металлической окантовкой.



На стенах при входе.

Мы попали под конец службы. Она шла в притворе у Андреевского флага. Мама выяснила, что после нее начнется экскурсия, и мы решили подождать.

Белые стены без росписи, как чистый холст, в некоторых местах неоштукатуренный кирпич, сводчатые потолки, низкие дверные проемы…

Все это, да и сама атмосфера, рождала ощущение старинного дома, уютного и гостеприимного. Казалось, что вот-вот нас позовут хозяева к столу с лавками, с самоваром и бубликами, а в соседней комнате резвится босоногая детвора в белых рубахах…


Когда закончилась служба, мы решили оглядеться и пройтись мимо старинных икон в киотах. Высокие деревянные киоты, будто старинные напольные часы, которые уже не отмеряют время, но все еще свидетельствуют о былых временах, победах, поражениях и полны воспоминаний.

Мы, остановились у иконы Божией Матери «Костомаровской», которая была написана на железе. На иконе были дыры от пуль. Она стояла без киота, и можно было прикоснуться к "истории" рукой. Эта икона особенная, в ней ощущалась сила благодати – иначе не скажешь. Глаза у ликов – "живые". Взгляд Богоматери излучает всепонимание и всепрощение, а взгляд младенца – безусловную любовь. Глядя им в глаза, я не заметила, как начала улыбаться, но отметила чувство наполнения радости, легкости… будто солнечный свет переполнял меня и выливался наружу.

Как же был силен посыл художника, что металл впитал его энергетику и теперь передает ее приходящим!

Думаю, это может ощутить каждый, если прийти без суеты, постоят, всмотреться, вслушаться, с открытым сердцем и благодарностью.

Неподалеку на стене весит мемориальная доска памяти воронежских моряков-подводников, погибших на подводных лодках «Комсомолец» и «Курск», а рядом – Андреевский флаг. Там же установлены стенды с фотографиями по истории храма в недавние годы.

Разлив и полное затопление площади.


Мы вошли в хам с иконостасом и даже мама отметила, что там совсем иные ощущение. Дело было не в обилии икон, кучно висящих на стенах, и не в каменном полу, там была иная атмосфера – окна закрыты, сквозняка нет, а ощущение физической прохлады и еще большего домашнего уюта.

Находясь там, мы пропустили большую часть экскурсии. Присоединившись в притворе к группе слушателей, мы успели только узнать о двух последних иконах, а поняв, что экскурсия закончилась, мама начала расспрашивать девушку-экскурсовода о других иконах, и она охотно отвечала на вопросы, добавляя что-то интересное из жизни этих икон.

Так мы узнали, что одну из икон разрезали и сделали из неё ведро для хозяйственных нужд. А местная икона "Ильи пророка", речи о которой в экскурсии не шло, была куплена за бутылки в советскую эпоху. Сюда мужчина ее отдал временно, пока строился другой храм, но икона Ильи так прижилась, что мужчина, переменил свое решение, и икона осталась в храме навечно. Икона писана по дереву и на ней мама разглядела "необычный узор по бокам" – полагаю, нечто древнее, моет быть, руническое письмо. Подойти достаточно близко и рассмотреть, у меня возможности не было.

Мы не снимали внутри храма и большую часть фото нашла в сети.

А теперь об иконах подробней:

1. Краснохолмская икона Божией Матери, находится в Казанском храме села Панино. Появление этого образа связано с деревней Красные Холмы, Панинского района Воронежской области. Неподалеку от этого поселения находится источник, где в 80-х годах XVIII века явилась Пресвятая Богородица, сказавшая: "эта вода под Моим покровом – берите ее, исцеляйтесь ею". Вскоре неподалеку от источника сельчане построили деревянную Покровскую церковь. С тех пор к источнику стекались множества богомольцев и страждущих различными недугами, в том числе из самых отдаленных мест. В памяти местных жителей живо много случаев исцеления. В 2008 году была написана икона Божией Матери, которая была названа "Краснохолмской".


2. Икона Божией Матери "Споручница грешных" (фрагмент), находится в Троицком храме города Воронежа (пос. Боровое). Из иконы, сделанной на металле, после разорения храма было сделано ведро. Только в 1995 году было обнаружено, что хозяйственный предмет содержит изображение Божией Матери. Первое время невозможно было определить, какая именно это икона, так как краски были чрезвычайно тусклыми, но через некоторое время произошло ее обновление, сопровождавшееся мироточением.


3. Икона Божией Матери "Скоропослушница", находится в Серафимо-Саровском мужском монастыре. Написана, предположительно, в конце XVIII века и находилась в одном из женских монастырей Тамбовской епархии. В 1997 году икону передают на реставрацию, где икона обильно мироточила. С того времени икона находится в монастыре Серафимо-Саровском, справа от иконостаса, где перед ней теплится негасимая лампада. Наблюдались многочисленные случаи мироточения.


4. Костомаровская икона Божией Матери находится в Спасском Костомаровском женском монастыре, написана в середине XIX века. После революции 1917 года скит был закрыт, верующим было запрещено посещать пещеры и храмы. Ярость безбожников по отношению ко всему, что связано с Церковью, и в особенности по отношению к святыням, была запечатлена на образе. Красноармеец во время закрытия Спасского скитского храма, пытаясь показать свою удаль начал стрелять по иконе, но как ни пытался солдат попасть в лик Богородицы или Богомаладенца, из шести произведенным им выстрелов ни один не коснулся святых ликов. После возрождения монашеской жизни в Костомаровской обители в 1997 году икона стала главной святыней возрождаемого монастыря.



5. Икона Божией Матери "Мария обрете благодать у Бога", находится в Спасском Костомаровском женском монастыре, написана в середине XIX века. В 1830-х годах этот образ был принесен одной паломницей из Киева. Более сорока лет икона находилась в сыром пещерном воздухе и не истлела, даже краски не потускнели. Когда все иконы в храме покрывались каплями от влаги, то она была сухая, а когда все иконы высыхали, то этот образ становился влажным и покрыт каплями воды. Позже икона была перенесена в наземный Вознесенский храм.
После революционных событий, икона пропала и до 2007 года неизвестно было даже, как выглядит этот чтимый образ Богоматери. И вот, после долгих поисков, осенью 2012 года в Воронеж привезена одна из копий чудотворной иконы, сделанная, по оценкам специалистов, в начале XIX века.


6. Иверская икона Божией Матери, находится в Троицком храме с. Нижняя Байгора, написана, предположительно, в конце XVIII века. Долгое время находился в приделе этого храма, который был освящен также в честь Иверской иконы. Когда в 30-е годы XX веке храм закрыли, икона в течении многих лет хранилась у прихожан. И в 1993 году была возвращена во вновь открытый храм. С того момента зафиксированы многочисленные случаи мироточения (более 18) и несколько случаев исцеления от бесплодия. Этот список пользуется широкой популярность среди паломников, которые призжают с просторов России, Украины и Беларуси.


7. Казанская икона Божией Матери, находится в Казанском храме пос. Каменка, написана, предположительно, в конце XVIII века. Село в XX веке разрослось до районного центра, где, вплоть до конца столетия, храма так и не было построено. В 1994 году в возведенный храмовый комплекс из Тамбовской области был принесен удивительный список Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Икона убрана в бисер, что говорит о том, что молящиеся окружают ее особым молитвенным вниманием.


8. Икона Божией Матери "Иверская", находится в Михайло-Архангельском храме с. Малые Ясырки, написана в середине XIX века. Почитаемый образ находится в этом храме с 1994 года, с того дня, как храм начал восстанавливаться после десятилетий безбожия в стране. Иверская икона – один из самых известных и почитаемых образов и за время своего нахождения на Руси. На протяжении последних десяти лет в осенние дни, в храм села М.Ясырки из Липецкой области проходит крестный ход.

 

Когда экскурсия закончилась, мама решила рассказать девушке-экскурсоводу о том, что я почувствовала у расстрелянного образа иконы Божией Матери «Костомаровской». Я сказала ей попроще: «Если смотреть в глаза этим образам пару минут, то почувствуешь благодать». Не знаю, поверила она или нет, но порадовалась, сказав, что эта икона из ее района. А вокруг нас уже собрались страждущие, слушая разговор, пробиваясь через толпу к иконе…

Меня передернуло, когда девушка-экскурсовод сказала: «Мы ж не язычники, чтоб молится краскам и предметам… ». Болезненного вида женщина подхватила эту мысль, говоря о том, что сейчас отрабатываем грехи за атеизм и язычество.

Да уж, сколько же еще предстоит мучиться людям духовно и физически, прежде чем начнут работать над собой и над избавлением от невежества.

К примеру, в атеизме и в разрушение церковных святынь не было той масштабной греховности, корою сейчас взваливают на свои плечи многие прихожане.

Это была ответная реакция Вселенной, закон "бумеранга" на насильственное крещение наших далеких предков, после которого в живых осталась лишь треть населения всей Руси. Помнит ли кто теперь, что древние капища подвергались вандализму и полному разрушению, а на их месте возводили церкви.

    Занятно так же, что далеких предков потомки называют язычниками, придавая термину негативное звучание и порицание древних корней своих, не смотря на то, что в любой религии говорится о почитании не только отца и матери, но и прародителей.

«Говорят: чти отца своего и   матерь свою и долголетен будешь на земле. Это относится к целому народу, и отдельному человеку. Это мудро. Нравственность связана с заповедью долголетия. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание   отца и   матери следует понимать широко – как почитание всех прекрасных сторон нашего прошлого, - прошлого, которое является отцом   и   матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой великое счастье».

(Д.С. Лихачев)



Многие помнят, что здесь на воронежской верфи торжественно спускали на воду первые галеры, среди них царскую «Принципиум». И почему-то мало кто помнит святителя Митрофана – первый воронежский епископ, который чуть ли не ежедневно освящал различные корабельные части, в прямом смысле «от» и «до» покрытые "языческой" символикой. И ничего не вызывало его раздражения, порицания или протест против иноверия предков.

Несчастлив, страждущь, наш народ еще и оттого, что многие отрицают прошлое – корни свои, уходящие глубоко в обширное миропонимание Вед, а иные не желают принимать с миром настоящее – религию, которая подобно стволу растет от корней. О каком счастье можно говорить при таком метании души и разума между отрицаний и порицаний?




Легендарное отражение многих сложнейших переплетений бурной эпохи, узловой точкой, которой стала наша нынешняя Адмиралтейская площадь и ее храм. Это застывший во времени «кадр», когда Русь уходящая все еще уживалась с новой Россией – сплав внешнего различия и внутреннего тогда еще единомыслия.

Эта площадь – набат, гулким эхом раскатившийся по нашему краю. Достучится ли звон истории, но не той подложной из учебников, а истиной к разуму народа, разбудит ди спящие крепко души?

Tags: Встречи и путешествия, Настроение, Христианство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments