angelvalentina (angelvalentina) wrote,
angelvalentina
angelvalentina

Эмпатия: путь общения. Часть 1


Валентина – Ангел света – Артемчук написала\
20 сентября 2013 года, в 22:51
Психология успешной жизни

Эмпатия: путь общения. Часть 1

Умение устанавливать контакт с другими людьми значительно облегчает жизнь, причем не только профессиональную, но и личную. Продуктивно общаться даже с самым замкнутым и "тяжелым" собеседником помогает способность к эмпатии. Что же это такое и как это работает?

Эмпатия – это…
Обладать эмпатическими способностями - значит уметь посмотреть на вещи с точки зрения другого человека. Это вовсе не означает, что Вы должны научиться "читать другого как книгу". Подобное просто невозможно. Однако вполне в Ваших силах:
- проявлять к другим интерес и участие;
- попытаться понять, что чувствует Ваш собеседник и почему;
- принимать во внимание мнение и чувства других;
- уважать чужой опыт и ценности.

В то же время эмпатия не имеет ничего общего с такими навыками и чувствами, как:
- формально вежливое поведение – оно предполагает некоторые общие штампы и правила, согласно которым следует поступать, а эмпатические способности заключаются в том, чтобы понять конкретного человека и его чувства;
- сочувствие и жалость – они как бы ставят "сочувствующего" выше собеседника, в позицию этакого родителя, говорящего "ну ничего, пройдет!", в то время как эмпатия предполагает общение на равных;
- бездумное поддакивание, "соглашательство". Ваши "да-да, конечно" вполне могут быть восприняты (и, наверное, справедливо) как невнимание и отсутствие хоть какого-то интереса к продолжению разговора. Между тем эмпатическим проявлением будет скорее задавать собеседнику наводящие вопросы, которые покажут, что Вы понимаете его, и, вероятно, дадут новое направление беседе.

Легкое начало
Как же подступиться к развитию всех этих способностей? Вы можете взять на вооружение способ, который часто предлагают на всевозможных психологических тренингах по развитию коммуникативных навыков и других социальных способностей.

Для этого используется следующее групповое упражнение, которое лишь на первый взгляд кажется легким. Участники группы садятся по кругу – специально для того, чтобы диалог сидящих рядом был слышен всем. Затем каждому – по очереди – предлагается поделиться с соседом справа какой-то небольшой, но значимой на данный момент проблемой, а тот, в свою очередь, должен ответить на это "эмпатически", то есть:
- не "отмахнуться", отрицая проблему – "да это ерунда";
- не упрекать и не выражать поверхностную солидарность – "ну понятно, у меня тоже такое бывало";
- ничего не советовать – как показывает практика, это дается особенно тяжело.

Получается, что каждый участник тренинга оказывается и в роли "отвечающего" и в роли "спрашивающего". Упражнение проходит "по цепочке" довольно быстро – ведь моделируется повседневное общение, а в разговоре не будешь думать над ответом долго. И что же выясняется в конце, при обсуждении этих "эмпатических ответов"? Практически никто не остался доволен тем, что и как ему ответили, проявления эмпатии это не напоминало абсолютно. Выходит, что эти три простые правила соблюдать не так легко! Однако это лишь первая ступень к овладению эмпатическими навыками. Попробуйте следовать этим трем "не", и Вы увидите, насколько это непросто поначалу, но как легко для Вас и приятно для окружающих впоследствии.

 Автор: Анна Битько


Эмпатия: путь общения. Часть 2
Tags: Медитации-Настрои-Практики, Психология успешной жизни, СоЗнание
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments