angelvalentina (angelvalentina) wrote,
angelvalentina
angelvalentina

Category:

Как не пугать ребенка


Валентина – Ангел света – Артемчук написала
3 июля 2013 года, 07:04

Психология успешной жизни
Как не пугать ребенка

О самом механизме возникновении страха, о том, что в основе любого страха лежит испуг, и о том, как ребенок это состояние переживает, я уже писала вот в этой статье.

Теперь мне хочется сказать несколько слов о том, откуда этот испуг может взяться.

В младенческом возрасте (пока ребенок еще не ходит без посторонней помощи), испуг у него могут вызвать внезапные и сильные раздражители, которые затрагивают его органы чувств — громкий и резкий звук, внезапное чувство телесного дискомфорта, физическая боль.

В таких ситуациях достаточно как можно быстрее восстановить потерянное чувство безопасности и комфорта для малыша — устранить источник раздражения, приласкать, успокоить. И конечно, попытаться проследить, чтобы в дальнейшем подобные пугающие ситуации не повторялись.

В период раннего детства, когда ребенок начинает ходить, границы его мира расширяются с каждым новым шагом, ситуация меняется, потому что мир вокруг него изначально не безопасен, и он узнает об этом двумя способами — на собственном опыте (падая, ударяясь, обжигаясь и т.д.) и от опекающих его взрослых. А поскольку в этом возрасте ребенок воспринимает мир чувственно, через ощущения, а не через вербальные послания, то предостережения и объяснения для него пока еще недоступны.

Самое лучшее, что может сделать мама для обеспечения безопасности ребенка в это время — это сопровождать его постоянно, обеспечивая ему эмоциональную привязанность и безопасность — ощущение того, что мама всегда рядом, она надежна, стабильна, она регулирует активность ребенка, направляет ее от зоны опасности в безопасную зону.

Для этого очень важно, чтобы сама мама была спокойна и уверена в себе, чтобы физически находилась рядом, позволяя ребенку проявлять самостоятельность в исследовании мира, в то же время, обеспечивая безопасность благодаря включенности в деятельность ребенка. Непростая задача, не правда ли?! Особенно, учитывая наши современные реалии — жизнь в условиях большого города, необходимость ходить на работу или присматривать еще за одним ребенком и т.д.

Поскольку в это время связь между мамой и ребенком в большей степени эмоциональная, то ребенок живет не только своими переживаниями, но и мамиными, практически не отличая их от своих собственных. Поэтому, если мама сильно пугается (еще до того, как ребенок уронил чашку с горячим чаем со стола, а лишь только потянулся к ней рукой, встав при этом на цыпочки), ребенок тоже пугается. Пугается очень сильно.

С одной стороны это хорошо — вы оберегли его от возможного ожога, с другой стороны — заблокировали его активность, без которой не происходит ни физического, ни психического развития. Самым лучшим выходом в такой ситуации было бы, если бы мама спокойно, но быстро опередила малыша, убрав опасный предмет от него в сторону, а на его место положив что-то, также интересное для него — небьющуюся чашку, игрушку или еще что-то. Самое главное при этом — чтобы мама сама не пугалась, и не пугала своим поведением, мимикой, жестами и интонациями ребенка.

Представим себе другую ситуацию — ребенок бежал по детской площадке, захваченный видом песочницы и играющих там детей, споткнулся и упал. Испугался — неожиданно ведь, непонятно. Закричал — возможно, больше от испуга, чем от боли в в ушибленных коленках. Видя это, мама широко округляет глаза, вскидывает руки и с криками и причитаниями бежит к нему, поднимает, чуть не плача теребит малыша, причитая, какой он неуклюжий, непослушный, как он напугал маму тем, что так быстро бегает, это ведь очень опасно. Ребенок такой маминой реакции пугается, бежать уже ни к какой песочнице не хочется. В дальнейшем при повторении подобных ситуациях может либо сильно пострадать жизненность ребенка — он будет неактивным, безынициативным, пугливым, либо будет реагировать на малейшее чувство дискомфорта в теле так, как научила его мама — при малейшей ссадине пугаться, требовать к себе повышенного внимания и срочного оказания медицинской помощи.

Самый лучший выход — спокойно и внимательно осмотреть ребенка, обнять, взять за руку и продолжить следовать по тому пути, по которому он бежал до этого, переключить его внимания с телесного дискомфорта (если это легкий ушиб) на что-то другое во внешнем мире, что ему может быть интересно.

В период позднего детства — дошкольный и младший школьный возраст — границы мира ребенка расширяются еще больше, и мама уже не всегда может быть рядом с ним (например, когда малыш в школе, когда гуляет во дворе, когда остается дома один). Здесь уже общение между мамой и ребенком носит, помимо эмоционального, и вербальный характер, т.е. вы уже разговариваете и понимаете друг друга. Для ребенка уже большое значение приобретает не только то, как вы реагируете на пугающую для него ситуацию, но и что вы говорите при этом.

Если малыш, катаясь на самокате, падает, и мама бежит к нему с ужасом в глазах, быстро начинает поднимать (не предоставив ребенку даже возможность научиться справляться самому с возникшей ситуацией), при этом с болью в голосе и причитаниями начинает его ругать: какой ты неуклюжий у меня… все дети как дети, один ты такой… ты ничего не можешь сделать нормально…. ты такой невнимательный… больше не получишь самокат, раз кататься нормально не умеешь… то наверное, вы можете догадаться о последствиях такой реакции. Скорее всего, ребенок так и не научиться кататься на самокате, будет бояться падений с любой высоты, навсегда уяснит для себя, что он ни на что не способен, что он хуже других детей, что его активность доставляет маме страдания, поэтому лучше вообще ее не проявлять, потому что он очень любит свою маму, и не хочет огорчать ее.

Или, например, мама боится собак. Очень сильно боится. Любых. Даже домашних, которые выгуливаются на поводке и в наморднике. Мама таким же несложным образом передает свой страх ребенку. И когда ребенок окажется один рядом с собакой, его собственный испуг и неадекватная реакция может спровоцировать собаку на ответную реакцию — она может залаять на него, попытаться побежать за ним, чем еще больше напугает малыша и закрепит в нем этот страх.

Поэтому так важно, чтобы сама мама была эмоционально уравновешенной, умела здраво оценивать ситуацию на наличие действительно обоснованной опасности, умела отличать свои страхи и тревогу от реально существующих и угрожающих ребенку.

Поэтому на этом этапе очень важно как можно больше разговаривать с ребенком, объяснять, чем этот мир может быть опасным для него, и как он может справиться с опасностью, если окажется в такой ситуации. Проигрывайте вместе с ребенком возможные пугающие ситуации: специально нажмите кнопку «стоп» в лифте, объясните, как пользоваться кнопкой «вызов диспетчера», расскажите про последствия — что существуют такие люди «лифтеры», которые обязательно помогут тебе, если ты застрял в лифте, придут, откроют двери и выпустят тебя. Расскажите, как вести себя, если он потерялся в городе, к кому можно обратиться за помощью, что вы сами будете делать, если вдруг такое случится. Главная задача — вооружить ребенка знаниями и уверенностью, что с любой ситуацией можно справиться, что вы (или кто-то еще) может прийти на помощь в трудную минуту.

Потому как страхи появляются там, где есть неизвестность, непредсказуемость, неопределенность, ощущение собственной беспомощности, брошенности, а также чувство своей вины в сложившейся ситуации.

Поверьте, чем более ребенок будет знать об окружающем мире, чем больше он будет вооружен знаниями и опытом, как вести себя в тех или иных обстоятельствах, тем меньше у него шансов в эти обстоятельства попасть.

ИСТОЧНИК
Tags: Психология успешной жизни
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments