angelvalentina (angelvalentina) wrote,
angelvalentina
angelvalentina

Categories:

День Перуна. Довершение


Валентина – Ангел света – Артемчук написала
22 июня 2013 года, 03:40
КаленДарь наших ПраЩуров, Наследие ПравоСлавного Рода

День Перуна. Довершение

НАЧАЛО

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Довершение

Ныне многие рекут, будто Перун был почитаем токмо лишь князьями со дружиною и вовсе не пользовался любовью простого народа. Оные словеса не кажутся нам верными, посему опровержением приведём цитату одного из достойных исследователей Древней Славянской Культуры 19 века, Н.М. Гальковского: «…мы имеем ясные указания, что Перун был, почитаем простым народом. В слове св. Григория сообщается, что Перуну долго ещё молились по украйнам, т. е. когда уже в городах язычество было совершенно оставлено и забыто. Долгую память о Перуне подтверждает и Христолюбец. Из этого видно, что Перун был божеством не аристократии, а простонародья»


«Память о Перуне осталась в языке у славян. По белорусскому преданию, Перун в левой руке носит колчан стрел, а в правой лук. В Псковской губернии и Белоруссии и теперь ещё слышатся клятвы «Сбей тебя Перун»(…) По белорусскому преданию Перун разъезжает по небу в огненной колеснице и бросает с огненного лука стрелы – молнии. В других местностях эти действия приписываются Илье – пророку. Очевидно, Илья пророк смешивается с языческим Перуном. В одном причитании Илья изображается распорядителем грозовых сил природы и прямо называется “громовым”. Иногда слова – гром и Перун являются синонимами: «Перун стрела в тебя», говорят словаки; а чехи эту мысль выражают так: «Гром в тебя».


(Гальковский Н.М. «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси»)



В том же 19 веке словацкий исследователь Ян Коллар пишет так: «Странное дело, что один из наидревнейших и давно исчезнувших славянских богов в устах словаков ещё по нынешний день живёт так, как если бы в каждом городе страны, в каждой сельской местности, на каждом холме имел алтарь, а в каждом доме – жреца. Нет дня, часа, даже минуты, когда бы между словаками не слышалось «Перун», «Перрон», «Паром»


(Kollar Ian. «Narodnie spievanky»)



П.Древлянский описывает народные представления о Перуне в Беларуси (также 19 век): «По понятиям Белорусцев, Перун имеет большую голову с чёрными волосами и глазами, длинную золотую бороду; он высокого роста, плечист; в левой руке носит колчан со стрелами, а в правой – лук. Белорусцы верят, что Перун, видя пороки людей, разъезжает по небу на огненной колеснице, с огненным луком в руках, с тем, чтобы пугать людей: отсюда они изъясняют явление грома (…) О Перуне знают все Белорусцы без исключения»


(Древлянский П. «Белорусские народные предания»)


 


Свидетельством широкого почитания Бога Грома средь Славянских народов могут являться и многочисленные гидро- и топонимы, в изобилии встречающиеся во всех концах территории расселения славян. По причине их немалого количества перечислим лишь некоторые. Оные суть таковы: Перуньи връх, Перин връх и Връх Перун (названия гор), Перунчевац, Перунски поток, Перунья Рень, Перуньи Вес, Перновска Горца, Перудина, Перуна дубрава, Прень, Перынь, Перкових, Перунковац, Перунига, Перуника, Пероник, Перуня, Пирина поляна, Перун планина, Перушица, Перунувек, Перник, Гара Пиринь, Перуника, Пирин, Пирински чарке, Пиринец, Пирне, Перушица, Перин-планина, Перунуша, Перунац, Перуничка глава, Перунички поток, Перуника, Перуновац, Перунце,  Перинатица, Перане, Перишки потес, Периш, Перос, Перуника-вис, Периновац, Паруновац, Ператовац, Перини, Переника, Перин град, Перунград, Перичник, Перьяновцац, Пернатица, Перники, Пернице, Перуш, Перушки, Перуших, Перутац, Пирин, Пируша, Парунихи, Паруница, Перуовине. У южных и западных славян вплоть до 18-19 в.в. сохранялись таковые личные имена людей, как: Перунко, Парун, Перун! ;-( и женские: Паруна, Перуна, Перунка, Перуника, Перунико, Перуниго, Перуница (и сокращённое от оных «Перо» или «Пера»). Известно несколько народных песен, в коих упоминаются эти имена:

Оj девоjко, бела Перунико!..

Либо:

Перуника въздъи вика:
Перунико, мала моме,
Ела, моме, обери ме,
Обери ме, забоди ме…

Либо:

Перуниче, девойче!
Не стой, Перо, на брего!..


А в одном из сёл Сербии в начале 20 века проживало целое семейство Перуновичей.  


В пользу общенародного почитания Перуна говорит и древнее сказание, глаголящее о том, что когда Володимир-креститель свергнул Перунов Чур в реку, народ ещё долго бежал по брегу за ним, при сём восклицая: «Выдыбай (выплывай, то бишь), Боже! Выдыбай!»


Посему во всех ветвях многоликого (и Единого враз!) Древа Рода Славянского Перун-Батюшка и доныне почитаем вельми.


Потому же и доныне, дёсную длань вверх ко Небу верзя, рекут родовичи таковые слова, ко исполнению Духом Перуновым пригожие:


ВОССЛАВИСЯ РАТАЙ ПЕРУНЕ ВО ГРОМЕХ ГРЯДЫЙ

ИМИ ЖЕРТВУ ДА СЛЫШИ НАС ПРЕМОГУТНЫЙ БОЖЕ
СВЕДИ НАЗЕМЬ МОЛОНЬИ ЗЛАТЫ ВО МОЩИ

СЕРЕБРЯНЫМ ДОЖДЕМ ОРОСИ ПОЛЯ ДА НИВЫ

РАТАЯМ МЕЧИ ОГНЕМ КАЛИ КРЕПИ В СЕЧЕ

ИЗОЖГИ ИЗРУБИ НАПОЛЫ ВРАЗЕЙ ЧЕРНЫХ

ДАЖДИ СИЛЫ ВО РАТИ ЗА ПРАВЬ СТОЯТЬ НЕУСТАННО

ЗЕМЛЕ ДА РОДАМ НАШИМ В ЛИХЕ ПРЕБУДИ ОПЛОТОМ

МУДРОСТИ ДАЖДИ ДАРЫ ТВОИ НЕ ОТВЕРГНУТЬ

СЛАВЕН-ТРИСЛАВЕН БУДИ ВЕЛИКЕ БОЖЕ!

ГОЙ! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА![20]



А се – славословие ко Перуну-Батюшке наших сородичей из Украины:

Стану перед Дубом, Перуна покличу:

Прийди-прийди, Перуне, прийди- прийди, грiзний,

З силами Перуновими, блискавками ясними,

Землю освяти громами рясними,

З Алатырь-каменя вогню вискреши,

Вогню вискреши – свiтло запали.

Iду я, Свiтлом Перуновии захищенний,

Горить Ведогонь у душi моiй.

Сили ворожi мене оминають,

Дажбожого онука не чiпають,

Бо сила зi мною Божеська –

Перуничi – витязi громи могутнi;

Вони ворiженькiв вiдганяють,

Блискавками спопеляють.

Слава Богам Рiдним i предкам

Свiтлим![21]

Наособицу же да в довершение скажем и о том, под каковыми Именами чествовался Перун-Батюшка в иных землях да во иных родах.


Древние арии величали Его Индрою – Громовержцем и Небесным Царём.

1. Ведь это Индру громкопевцы,
Индру — восхвалениями восхвалители,
Индру призвали голоса.


2. Это Индра связан с парой буланых коней.

[Пусть] с [нарядит своих коней], запрягаемых словом,
Индра-громовержец, золотистый!


3. Индра поднял солнце на небо,
Чтоб долго можно было видеть [его].
Он расколол скалу с коровами в [ней].


4. О Индра, помоги нам в состязаниях за награду,
И [там], где добыча — тысяча,
Сильный, с сильными подкреплениями!


5. Индру призываем мы в великой битве,
Индру — в малой
Как союзника при избиении врагов, [как] громовержца.


6. О бык, тот котелок с едой,
О [ты], дающий сполна, раскрой для нас,
[Ты] не встречающий сопротивления!


7. В каких порывах [вздымаются] высоко
Хвалы Индре-громовержцу -
Нет у меня недостатка в восхвалении его!


8. Словно могучий бык — стада,
С силой гонит он народы,
Властный, не встречающий сопротивления.

9. Кто один над людьми,

Над богатствами царствует,
Индра — над пятью поселениями [племен]

10. [Этого] Индру для вас мы призываем

Отовсюду вокруг, [прочь] от всех племен -
Да будет он только наш!
[22]


Наши кровные собратья – Западные Славяне – почитают Его под именем Прове (а такоже Пров, Прон, Проно, Провен), почитая Его во Священных Боголесьях и доверяя Ему свершение Правого Суда. От разных источников мы знаем, что один Чур Его, утверждённый в Альденбурге (Старграде) был со змеёю (вспомним «Змияку-Перуна» из поздних Новгородских легенд) и щитом, другой Чур был утверждён в Любеке и держал в руке красное, будто огненное, раскалённое железо (Молонью). По особым дням сородичи собирались в оных местах, где сведущие люди — жрецы — вершили Суд и утворяли гадания о грядущем (в одной из христианских писаний – «Житие Дмитрия Солунского» такоже сказано об обращении Славянского князя к «Оракулу Пыруну» — упоминание относится к 676 году, времени осады города Солуна, и князь вопрошает Перуна – сможет ли он войти в город: «…и сказано им было в ответ, что войдет»).  


Нурманны да немцы (иже суть от корня готского происходят) почитают Его под именами Донара или Тора, «Сильнейшего из Богов и людей», скачущего на Громовой Колеснице и обладающего тремя Волошебными Предметами: Чудесным Молотом Мьёлльниром, Поясом Силы и Железными Рукавицами. «Есть у него и


ещё три сокровища. Одно из них – молот Мьёлльнир. Инеистые великаны и горные исполины чуют молот, лишь только он занесён. И не диво: он проломил череп многим их предкам и родичам. И другим бесценным сокровищем владеет Тор – поясом Силы. Лишь только он им опояшется, вдвое прибудет божественной силы. Третье его сокровище – это железные рукавицы. Не обойтись ему без них, когда хватается он за молот! И нет такого мудреца, чтобы смог перечесть все его великие подвиги»[23]. Обиталище Тора – славный чертог Трудхейм. Како и говорится о том:


Вот же, я вижу,

святу землю

близ асов и альвов;

Трудхейм, Двор Мощи, -

Тору жилище…[24]


В Исландии Тор почитался особо, чему свидетельством  многочисленные топонимы, а также личные имена, образованные от Его Имени: Торольв (первопоселенец в Исландии а также жрец Тора), Торстейн, Торлейв, Торбьёрн, Торд, Торкель, Торир, Торвард, Торгрим, Торгерд, Торхалль и т.д., характерно, что в материковой Скандинавии таковые имена были распространены гораздо меньше.


Тор в Исландии был Покровителем тингов – собраний бондов — свободных землевладельцев, на коих решались многоразличные общественные вопросы и вершились суды (ср. Перун Ротный, а такоже Прове – Вершитель Судов). Именем Тора избиралось и освящалось даже само место проведения тинга. Деялось это так: особо сведущим человеком – главою рода и одновременном жрецом — с корабля на берег бросалось изображение Тора. Место, куда оное упало считалось указанным Самими Богами, на нём и устраивался тинг. Древние саги так говорят о том: «Торольв обычно держал свои суды, где Тор пристал к берегу, там же он и заложил местный тинг»[25] Крупный тинг («Альтинг»), проводившийся один раз в год и длившийся две недели, начинался в День Тора – donnarstag (четверток/четверг) конца десятой недели лета. Так, в частности, был основан и проводился один из первых тингов в Исландии – на Мысе Тора… 



Пруссы да балты именуют Его Перкунасом, Перконсом да Перконом. Он ездит по Небесной Тверди на Своей Огненной Громовой Колеснице, держа в дланях Секиру или Молот и повергая нечисть, неправых и беспутных людей. Такоже и в их песнях Он воспевается:



Бог гремит, бог гремит,


Метит громом в крепкий дуб.


Жар на землю сыплется



Едет Перкон издалека,


Громыхает за рекой


Эй, скорее убирайте,


Что сушить повесили



Перкон – отец,


Девять сынов:


Трое бьют, трое жгут,


Трое голос подают



Либо:

- Дедушка Перкон,

Где твои дочки?

- Тянутся следом,

Дождички сеют[26].



Кельты величают Его Таранисом или Тараном, Богом Грома и Молнии[27]. Алтари Его до сей поры отыскиваются учёными мужами во множестве мест от Британии до Германии. По свидетельству римских


источников, нередко называвших Тараниса по-своему — Юпитером, Культовое Почитание Его отличалось особой беспощадностью и нередко сопровождалось кровавыми жертвами. Римский поэт о сём пишет так:


…Еза ужасный алтарь, или дикого в злобе Тевтата,

Иль Тараниса, чей лик не добрей, чем у скифской Дианы[28].


Финны Его именуют Укко или Уку – Небесный Царь и Громовержец. По поверьям финнов, Укко катает по Небу Священные Камни, отчего появляется гром и молния.


В Древней Элладе и Древнем Риме Его величали Зевсом и Юпитером соответственно.

Зевсу царю окажи покорность, да паки бессмертный

Гневом не грянет и нам не смутит безмятежного пира.

Если восхощет отец, Олимпиец, громами блестящий,

Всех от престолов низвергнет: могуществом всех он превыше![29]

Здесь интересно отметить, что в одном из произведений, посвящённых Александру Македонскому – «Александрии», Зевс именуется не иначе, как Перуном: «…сынъ божий, Пероуна велика, царь Александр…»[30].



В Шумере имя Его было Энлиль — Небесный Царь и «Владыка Земель», Покровитель Законов, Бог-Громовержец, Властелин грозы, бури, ветров и наводнений, покровитель судеб людей и Богов, дарующий счастье или несчастье, беду или благо. Согласно древним шумерским мифам, Энлиль разделил Небо и Земь при помощи мотыги, сотворил Зарю, народил растительность на Земле, изобрёл плуг. Энлиль володеет частью Неба, коя именуется «Путём Энлиля».

Энлиль, чьё повеление простирается далеко, чьё слово свято,

Бог, чьё решение непреложно, коему вверены судьбы

Чей вышний глаз скользит по землям,

Чей вышний луч ищет сердце каждой земли,

Энлиль, кто сидит широко на белом престоле, на высоком престоле,

Кто совершенствует законы власти, главенства и царствия,

Боги Земли склоняются в страхе перед ним,

Боги Небес смиренны перед ним…[31]


Позднее, во времена Вавилонского царства, все черты Энлиля воспринял на себя Мардук, изначально бывший Богом-покровителем Вавилона:

Могучий владыка Игигов, средь богов великих возвышенный!

Владыка стран света, царь богов, Мардук, предписания устанавливающий!

Почтенный, высокий, возвышенный, сильный,

(…)


Сияющий свет, Мардук, обитающий в Эудуле,

Враждебные страны истребляющий!

(…)


Обитающий в Эудуле, владыка Вавилона, Мардук высокий…[32]

Сии сведенья можно продолжать приводить сколь угодно долго, бо Перун-Батюшка во все времена зело почитаем был во всех концах Света Белого. Токмо вот ни славы, ни благолепия оное перечисление нам не прибавит да и не умалит. Бо нам, славянам, дано зреть Неизреченное СВОИМ взором, во жизни на Белом Свете следовать СВОЕЙ Правде, речь славицы Небу СВОИМ языком. Потому опрежь всяких заморских имён много важнее ведать, что наши Предки Святые именовали Его именно Перуном – Грозным Богом Битв и Побед, Грома и Молоньи. Тако же и нам ныне ведать надлежит. Се – наше, а ино не возжаждем!


Слава Перуну!


Тако ведаю!


Писано Ставром в канун Осеннего Равноденствия на Родной Земле

в лето 4413 от

Основания Словенска Великого (2004 А.D.)
Во Славу Перуна!

/Просмотрено наново, довершено и исправлено собственноручно в лето 4414 от О.С.В. (2005 А.D.)/
(Поклон Дрягославу Берестову за мысль, подтолкнувшую к написанию данной работы)

© Родноверческая Община «РОДОСЛАВИЕ»

© Содружество Общин «ВЕЛЕСОВ КРУГ»



Примечания в ИСТОЧНИКЕ
Tags: КаленДарь, Наследие ПравоСлавного Рода
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments