angelvalentina (angelvalentina) wrote,
angelvalentina
angelvalentina

Categories:

СЕМИК, ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ (ВТОРЫЕ РУСАЛИИ) — (с 26 травеня/мая по 2 кресеня/июня)


Валентина – Ангел света – Артемчук написала
2 июня 2013 года, 06:22
КаленДарь наших ПраЩуров, Наследие ПравоСлавного Рода

СЕМИК, ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ (ВТОРЫЕ РУСАЛИИ) — (с 26 травеня/мая по 2 кресеня/июня)



СЕМИК - ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ (ВТОРЫЕ РУСАЛИИ) — череда Святодней, предшествующих Яриле Мокрому (см. далее), чародейная седмица (с 26 травеня/мая по 2 кресеня/июня), посвящённая проводам весны и сопутствующих ей женских духов — русалок-берегинь. Время, когда на смену юной Деве Леле приходит зрелая женщина — Жена Лада. О сию же пору провожают Кострому — Ярилину сестру, макая Её чучело в воду, а затем разрывая его и размётывая остатки по полю. Творят сие священнодействие вещие девы, облекшиеся в личины русалок и рубахи-долгорукавки без оберегов. В пору двоеверия на Руси отмечали о сию пору Вознесение.

В народе говорили: «Цвести весне до Вознесенья», «Дошла весна до Вознесенья — тут ей и конец», «Весна на Вознесение на Небо возносится — на отдых в Ирий Светлый просится», «С Пасхи до Вознесенья всему миру свиденье — и Дедам (Предкам), и внукам (живым их потомкам)». Седьмая от Пасхи неделя называлась Семицкой, а седьмой от Пасхи — следующий за Вознесением — четверг именовался Семиком или Русалкиным (Русальим) днём. В народе говорили: «На Русальной неделе купаться опасно — русалки защекочут». В Семик девушки ходили в лес — «кумиться», при этом завивали венки на берёзках, через которые затем целовались, сопровождая всё действо соответствующими обрядовыми песнями[3]. Семицкая суббота называлась Кличальным днём, когда совершались особливые обряды проводов русалок и «усмирения» Водяного. О сию пору девы сплетали из трав чучело Костромы, а затем, кружась в неистовом танце, разрывали и размётывали его по полю.


[1] Обычно чучело Костромы плетут из травы и украшают цветами.
[2] «Православные» христиане отмечали Вознесение через сорок дней после Пасхи, не позднее 3 июня. По христианским суевериям, на сороковой день после смерти на кресте «воскресший» из мёртвых Иисус вместе с учениками отправился на гору Елеонскую и оттуда «вознёсся» на Небеса. Вознесение почиталось в народе праздником Мёртвых, поэтому в этот день в деревнях пекли и раздавали «Божьи онучи» — блины овальной формы, ибо полагали, что именно в подобных онучах «вознёсся» Иисус.
[3] В летописных записях за 1432 г. говорится о «неистовых плясках», устраиваемых около берёз, за что их участницы, по словам летописца-христианина, однажды были превращены «в камни молнией из налетевшей тучи». Такие же обряды, берущие своё начало ещё в глубокой древности, сохранялись на протяжении веков. Так, например, в конце XIX в. в Тюменском уезде Тобольской губернии, по данным этнографии, участницы священнодействия сначала медленно водили хороводы под «проголосные» (протяжные) песни, потом постепенно переходили к плясовым, и весь хоровод словно преображался: «в круг влетают в бешеной пляске пары, а с ними пляшет и неистово вертится "берёзка" (особливо выбранная девушка)». Подобные «бешеные пляски» тако же использовались во время радений (в качестве трансовых техник) членами многих мистических сект, таких, например, как «хлысты» и проч.
Зелёные Святки (Вторые Русалии)

Зелёные Святки (Вторые Русалии) — чародейная седмица, предшествующая Яриле Мокрому (см. далее). О сию пору Русалки-Водяницы выходят из водоёмов — водят по берегам рек да озёр навьи хороводы (противосолонь), качаются на ветвях деревьев, словно на качелях, а тако же — любят подшутить над незадачливыми поздними путниками, когда застают их врасплох. В это время встречи с Русалками могут быть довольно опасными для живых (живущих в Яви) людей. Чем-то приглянувшегося ей человека Русалка может защекотать до полусмерти и увлечь за собой под воду, если при нём не окажется никаких оберегов — Солнечных знаков, а сама жизнь его не отличалась особой праведностью... Дабы оберечься от Русалок, рекут слова:

РУСАЛКА-СЕСТРИЦА КРАСНАЯ ДЕВИЦА ВЕЛЕСОВА СОСЕДУШКА НЕ ЗАГУБИ МОЕЙ ДУШКИ НЕ ДАЙ УДАВИТЬСЯ А ДАЙ ДОМОЙ ВОЗВРАТИТЬСЯ НА СЕМ ТЕБЕ КЛАНЯЮСЬ СЛОВО МОЕ ТВЕРДО ОГНЕМ НЕ ОПАЛИМО ВОДОЮ НЕ РАЗМОВИМО НИКЕМ НЕ ПРЕОДОЛИМО! ГОЙ!

В самом начале Русальской седмицы ходят красны девицы в лес — завивать венки на берёзах:

НЕ РАДУЙТЕСЬ ДУБЫ НЕ РАДУЙТЕСЬ ЗЕЛЕНЫ НЕ К ВАМ ДЕВИЦЫ ИДУТ НЕ К ВАМ ИДУТ КРАСНЫЕ НЕ ВАМ ПИРОГИ НЕСУТ ЛЕПЕШКИ ЯИЧНИЦЫ! РАДУЙТЕСЬ БЕРЕЗЫ РАДУЙТЕСЬ ЗЕЛЕНЫ К ВАМ ДЕВИЦЫ ИДУТ К ВАМ ИДУТ КРАСНЫЕ ВАМ ПИРОГИ НЕСУТ ЛЕПЕШКИ ЯИЧНИЦЫ! ГОЙ!

Свивая берёзовые ветви, заплетают девицы венки, украшают их алыми ленточками. Целуются через венки — «кумятся» друг с другом, обмениваясь нательными оберегами, поют:

ВЬЮ-ВЬЮ Я ВЕНОК ЗАПЛЕТАЙСЯ БЕРЕЗОНЬКА! ВЬЮ-ВЬЮ Я ВЕНОК ЗАПЛЕТАЙСЯ КУДРЯВАЯ! ВЬЮ-ВЬЮ Я ВЕНОК МЫ ПОКУМИМСЯ КУМУШКА! ВЬЮ-ВЬЮ Я ВЕНОК ПОЦЕЛУЕМСЯ ГОЛУБУШКА! ГОЙ!

В течение всей Русальской седмицы венки остаются на берёзах нетронутыми:

СТОИТ МОЙ ВЕНОЧЕК ВСЮ НЕДЕЛЬКУ ЗЕЛЕН А Я МОЛОДЕШЕНЬКА ВЕСЬ ГОД ВЕСЕЛЕШЕНЬКА! ГОЙ!

В конце же седмицы — ходят расплетать венки:

УЖ ТЫ РАДУЙСЯ ДУБНИК-КЛЕННИК НЕ РАДУЙСЯ БЕЛА БЕРЕЗОНЬКА МЫ ИДЕМ ТЕБЯ РАЗВИВАТИ КРАСНУ ЛЕНТОЧКУ РАСПЛЕТАТИ! ГОЙ!

Ближе к сумеркам всем миром творится обряд проводов Русалок: деву, обряжённую Русалкой, с великим шумом «провожают» за пределы селения — к реке, после чего старики расходятся по домам, а молодёжь продолжает игру-мистерию. Делятся на две ватаги: юноши — отдельно, девицы — отдельно. Последние уходят в поле, где, облачившись в безобережные длиннорукавки и сняв пояса (а то и всю одежду вовсе), но одев легкие личины из бересты, окручиваются-оборачиваются в «Русалок», творя средь нощи «вертимое плясание» (как на Первые Русалии), скорость коего постепенно возрастает от малой до неимоверной. Разъярясь, «Русалки» размётывают по полю заранее сплетённое из соломы и трав чучелко Костромы (прежде, чем разметать по полю, Кострому носят к реке и мочат в воде — посвящают Леле и Русалкам), что должно в будущем обеспечить урожайность поля. И горе тому из смертных, кто во время сие подвернётся им под руку...

Сие же деется и иначе. Девицы встают в хоровод, выбирая промеж себя одну, коей выпало представлять Кострому — находиться на протяжении всего действа рядом с Её чучелком посередь круга и отвечать за Неё на обрядные вопросы. Хоровод поёт припевку:

КОСТРОМА! КОСТРОМА! ГОСУДАРЫНЯ МОЯ КОСТРОМА! У КОСТРОМУШКИ КИСЕЛЬ С МОЛОКОМ У КОСТРОМУШКИ БЛИНЫ С ТВОРОГОМ! ГОЙ-МА! КОСТРОМА! СЛАВА!

Затем некто из общего коло обращается к Костроме: — Здорово, Кострома! Девица, представляющая Кострому, отвечает ей: — Здоровенько! Её вопрошают: — Что деешь ты? Она отвечает: — Кудели мну! Ей — с поклоном: — Помогай те Боги! Затем хоровод вновь поёт припевку, после чего Костроме снова задаётся вопрос: — Что деешь ты? Кострома отвечает: — Прядиво пряду!.. И тако повторяется до тех пор, пока Кострома не пройдёт всё коло обработки льна и далее: — Прядиво мою!.. — Нитки мотаю!.. — Полотно тку!.. — Полотно сымаю!.. И, наконец: — В баню пошла!.. — За трапезу села!.. — Заболела!.. — Померла! На что ей рекут: — Почему же ты разговариваешь? А ну-ка вставай, бездельница!!! После чего все стоящие в хороводе набрасываются на чучелко Костромы, разрывают его на мелкие кусочки и размётывают по всему полю. Когда оное свершится, девица, представлявшая Кострому, выкрикивает: — Ожила! Ожила! Все собравшиеся славят Кострому, кланяются Ей и полю — на все четыре стороны, рекут:

КОСТРОМУШКА ОБОРОТИСЯ ВО НАВИ ОБНОВИСЯ ДА К НАМ ВОЗВЕРНИСЯ! ГОЙ-МА! КОСТРОМА! СЛАВА!

Через какое-то время юноши отправляются поодиночке на поиски «Русалок». «Русалки», встречая человека, загадывают ему какую-либо загадку, например: — Полынь или петрушка? Если он выбирает «петрушку», то «Русалки» набрасываются на него со словами: — Ах ты, моя душка! Щекочут до колик, а затем — обращают в «зверя рыскучего» либо «птицу летучую», заставляя его до рассвета бегать на четвереньках, выть волком, рычать медведем или куковать кукушкой... Если же парень выбирает «полынь» (траву, кою настоящие Русалки боятся), то ему отвечают: — Навка, сгинь!

Лишь в сём случае парень получает право отвести «Русалку» к очищающему Огню, в паре с ней перепрыгнуть через него, а затем поцеловать девицу в уста... На рассвете, когда окрута со всех «Русалок» уже снята, и они вернули себе свой человечий облик, девицы купаются в росах, смывая с себя все остатки навьих-ночных (кощных) чар...

Ведунья Лада Трава кукушкины слёзы в женском обряде кумления на Русальной седмице

Один из двух способов женского кумления на Русальной седмице (иначе называемой Зелёными Святками и предшествующей Яриле Мокрому, отмечаемому 3 кресеня/июня-месяца) известен как «крещение кукушки». Он состоит из следующих шагов: девушки изготовляют из травы «кукушку» (которая бывает очень разных видов), затем кумятся над ней (что и называется её «крещением»), затем кукушку хоронят и в некоторых местностях затем ещё и откапывают. Легко можно видеть, что в этом действе соединились два самостоятельных обряда: женское кумление и похороны чучела-кукушки с последующим воскрешением[1], которое явно соотносится с культом Божества растительности.

Обычай, связанный с кукушкой, распространён в довольно узком круге соседствующих областей: Калужской, Орловской, Курской, Костромской, Тульской, Брянской (и Томской), поэтому исследовательница В.К. Соколова называет его местным южнорусским. Для травы, используемой в обряде, есть условие: она должна быть рябая как кукушка. Почти всегда используют траву кукушкины слёзы (или просто кукушка), которая и названа так из-за коричневых крапинок, покрывающих листья. Иногда её заменяет черёмуха, листья которой также крапчатые. Что это за трава — кукушкины слёзы? Исследователи поясняют, что это ятрышник, orchis latifolia; в других источниках она описывается как вид столетника, либо подорожник, либо снитка.

По волшебным свойствам это любовная трава, у неё раздвоенный корень, части которого соотносятся с мужем и женой.

По поверью, этот самый корень привязывает мужей, по его форме молодухи гадают о поле будущего ребёнка. Ещё эта травка способна сделать коня неутомимым (буквальный ли конь имеется в виду?..). Среди других растений кукушку в обряде кумления может представлять трава заря; бывает, что роль кукушки играет ветка (ивовая, черёмуховая или рябиновая — заметим, все рябые).   Обрядкрещения состоит в кумлении девушек над кукушкой. Собственно крестильных действий нигде в этнографических материалах не отмечено, напротив, крестины («кстины») и кукушка используются здесь ради оправдания кумления — ведь церковью признано кумление только при крещении ребёнка[2]. В некоторых случаях за кумлением следует вторая объёмная часть обряда — похороны кукушки. До погребения дело доходит довольно редко, обычно кумление является основным и главным действием. В.К. Соколова указывает, что из 17-ти наблюдаемых ею случаев лишь в 4-х крещение кукушки продолжилось похоронами. Хотя обычай похорон кукушки вполне самостоятелен по смыслу, он всегда так же называется «крестить кукушку».  

Слава Роду!   [2005]


[1] Это доказывается описанным случаем, когда кукушку делают уже после кумовства.
[2] Есть лишь одно свидетельство эпохи двоеверия, что кукушку, покрыв платком, перекрещивали 3 раза, но даже и здесь это действие считалось необязательным.

ИСТОЧНИК


Русалии (Зелёные Святки, Троица)
Проводы весны, встреча лета. Празднуется со 2 мая по 4 июня. Заканчивался праздник Ярилиным днём. По некоторым источникам, в отдельных губерниях праздник длился вплоть до летнего солнцеворота (24 июня).
Главное дерево – берёза.
Русалии – праздник воды и растительности, воспоминание о космогонической Русалке – Русой Русе. Крестины «кукушечки» – новорожденной Русалки – символ возрождения Природы. Обряд кумования на крестинах.
Огонь отсутствует. Моление о дожде (для взрастания нив, трав и лесов).
Заклички дождя исполнялись традиционно детьми, поскольку существовало поверье, что засуха – это наказание Божие и, следовательно, только безгрешные дети могут вымолить дождь.
Русальцы делали заговор на урожай. Главный русалец – честный семьянин.
Бралось знамя (знамя русальцев) и в него зашивались в четыре угла разные целебные травы.
Главный русалец делал чесночную настойку на меду. (Согласно современным исследованиям – чеснок является самым эффективным естественным антибиотиком).
Заключительный танец “Летучий хоровод русальцев”. Русальцы быстро бежали по кругу, взлетали и потом падали «бездыханно». В это время Василиса взмахивала рукавами и крутилась, призывая силы Природы, а вокруг неё находились русалки, исполняющие движения прорастающих растений.
Важнейшие дни праздника: Турий четверг – Семик и «Субботка» («Собботка» – событие).
В Семик откапывали куклу, похороненную на Масленицу (там, где Масленицу закапывали, а не сжигали) а потом её бросали в воду или разбрасывали по полю. На Зелёные Святки обрядовая кукла называлась Костромой, что говорит о её непосредственной связи со злаковыми растениями и с травами вообще («коструба» – «солома», древнерусс.), но возможна связь и с костром.
Купало–Пуруша. Русалка (Русая Руса) – Вирадж. Три стихии, связанные с этими образами: огонь, вода, земля.
Вторая неделя после Троицы – Ярилино действие. Подношение воды Яриле.
В древности Ярилин день праздновался 4 июня. Позднее, в связи с тем, что праздник Троицы стал подвижным, Ярилин день стали праздновать в период с 4 по 21 июня.
Сбор в субботу – “Субботка”. Великий сход.
Атрибуты обрядов этого праздника: кукла «кукушечки» (символ рождающейся юной Русалки) и травяная кукла «водок» (связывают травой два сучка (70см. /50см.) и надевают платок), а также «самовильский венок», по которому девушки гадают, бросая его в воду.
Кукушечка кукует – конец весны, начало лета. Зарождение семей в природе.
Кукушечка предсказывает срок жизни человека.

Обряд «Вождения Кобылки – Русалки» (проводы Русалки). Девушки водили по селу и выводили в поле инсценированную «Кобылку-Русалку» (которую представляли два человека, покрытые попоной, с лошадиной маской). Держала «кобылку» под уздцы ряженая девушка, на которой были надеты одновременно: женская рубаха, понёва, мужская маска и порты (отголосок древнего зооморфного представления индоариев о космогонической чете Пуруши-Вирадж, сохранившегося в мифах Вед и Упанишад и в славянских праздниках).
Для более углублённого знакомства с символикой русальских обрядов и самой берёзы, как образа Древа Жизни,вспомним архаичную песню из Новгород-Северского уезда, исполнявшуюся во время обряда похорон Ярилы у берёзы:

“У поли, поли, под игрушкою (под грушею)
Там лежит тело, як папера бело; (как бумага)
Никто к телечку не прихилица, (не наклонится)
Прихилилася стара бабочка,
Стара бабочка – его маточка.
Узяла его та на рученьки.
Узяла его та на рученьки,
Повяла его да й до церковки.
Сами свечечки запалилися,
Сами книжечки зачиталися,
Сами звоники зазвонилися,
Бело телечко схоронилося”.
(Гринченко. 1899, с. 117)

Миф, заключённый в этой песне, непосредственно связан с мифом, отражённым в купальской песне «Разлилась, растеклась речка быстрая», а также с ригведийским мифом о гибели космогонического Богочеловека Пуруши, из тела которого возникают солнце, месяц, небо, стороны света, все виды животных и птиц и различные сословия людей (Ригведа X, 90) и с подобным ему скандинавским мифом об Имире (Мифы народов мира. М., «Советская Энциклопедия», 1991, с. 510). Близость этих сюжетов позволяет говорить о возникновении их в эпоху единства индоевропейской языковой общности или в период распада индоиранского единства, когда ещё племена, возникшие из него, находились в тесных контактах, т.е. до середины III тысячелетия до н.э.
Но, как и в индийских мифах о Пуруше и Вирадж и в русских былинах о Дунае Ивановиче и Настасье Королевичне (из крови которых возникает Река Мироздания), так и в Русальско-Купальской обрядности мы встречаем сюжет не только гибели архаичного космогонического Божества, но и его свадьбы (что нашло своё отражение в песне «На гряной неделе»), а также воскресения. Первоначально эта песня была непосредственно связана с этнографически зафиксированным обрядом «похорон Ярилы», когда соломенную куклу Ярилы, в гробу, украшенном цветами и лентами, несли в поле и там хоронили (Д.К. Зеленин. Очерки русской мифологии. М., «Индрик», 1995).

P.S. 6 мая – по древнерусскому календарю – день Егория Храброго (Егория Вешнего), покровителя коней, волков и всех животных, как домашних, так и диких.
В образе Егория слился образ древнеславянского Ярилы и христианского Георгия.
Многие православные праздники, как известно, наложились на более древние традиционные праздники.

Ящик Пандоры

Tags: КаленДарь, Наследие ПравоСлавного Рода
Subscribe

  • Ведьмин гороскоп

    Я – Ведьма Дорог. Насчет перекрестков – не пробовала, а с домовыми и лешими дружим, да. Январь. Ведьма Дорог Январь - суровый…

  • Контрзависимость

    контрзависимость социально приемлема, но это не значит, что это нормально “Я докажу, что мне никто не нужен. Особенно ты” Что такое…

  • "Секреты ваших Первых Я". Ковалев С.В.

    длительность 39:35 мин.сек. Основные направления работы с Первым Я. На полу разложить 6 листов с надписями на каждом: «ложное…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments