?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Валентина – Ангел света – Артемчук написала
10 мая 2013 года, в 01:02

КаленДарь наших ПраЩуров, Магическое время, Наследие ПравоСлавного Рода

День Земли Матушки – 9 травня (или 10 мая)






Рекут мудрые, что Коло года есть величайшее Откровение Богов Родных в Яви.

Едино Коло - как едино Всебожье Родово. Многолико оно - как многолики Сами Родные Боги. Крутится - вертится Коло Сварожье от веку - водят Хоровод Свой Родные Боги, Круговерть Всемимрья правя, Коловращение Вечное неустанно верша. А на Земле-Матушке люди добрые на Деяния Божеские глядят, Богов Родных исто славят, да сами через те славления Силами Божескими исполняются, Единство Всебожья Родова во Сердцах Вещих радениями восстановляют. А было тако во пору древности седой, и есть тако ныне, и будет тако же - пока Солнце светит, пока Земля родит!


10 мая Вешнее Макошье - день Земли-матушки, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра-Земля чествуется как «именинница». Мать Сыра-Земля - Божественная Супруга Отца-Неба, дольняя твердь мира Яви. Земля - Живая и Родная. Она - даёт урожай, кормит и поит всех, живущих на Ней. Она почиталась нашими предками как величайшая святыня. За Неё наши предки проливали свою кровь, Её именем -клялись. Покровительствует Ей - Богиня Макошь.


В пору двоеверия на Руси 10 травеня/мая отмечали Николу Вешнего (Николу Тёплого), во многом «заменившего» Велеса. В народе говорили: «Нет за мужика поборника — супротив Николы (Велеса)», «Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает», «В Николу как дождь — будет хлеб и рожь», «Егорий коров запасает, а Николай — коней», «Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин день травою».


В пасхальном календаре этот праздник размыт по трем дням - Семен, Троица и Духов день.


В самый разгар весны, когда еще зовет к себе пахота, когда набирают силу грозовые тучи, наступает день, когда следует почесть матушку-сырую землю. Ведь земля трудилась и трудится, отдает свою силу, свои соки семенам, брошенным в пахоту. Земля наделяет красотой девушек, указывает им чудесные тропинки на пути к счастью.


От земли всё богатство. Земля в этот день должна отдохнуть, принять как и всякий человек в день своих именин поздравления. Земля слышит каждое, произнесенное нами слово, помогает человеку одолеть трудности. На именины земли одна заповедь для всех - пахать грех, тем более вбивать колья.


В этот день каждый человек должен поклониться ей, сходя с крыльца, просить у земли прощения "Прости меня, земля-матушка".


В этот день мать сыра-земля, по древним поверьям, дает исцеление незрячим.

Приложив с намоленного места горсть земли к глазам человек, испытавший все страдания темноты, порой обретает счастье - увидеть белый свет.



Сердечные боли также начинали лечить с горсти земли. Брали землю с того места, к которому был привязан человек, и прикладывали ее к сердцу.



Матери в этот день присыпают у косолапящих детей след, приговаривая, чтобы поступь была пряма, чтобы мать - сыра земля дитя прямо поставила на ноги.



У всех чад божиих первая мать - Пресвятая Богородица, вторая мать - Сыра Земля.



Кто не почитает земли-кормилицы тому она, по словам народа-пахаря, не даст хлеба, не то что до сыта, а и в проголодь. В целом ряде воззваний к чадам божиим указывается наказание за людское нечестие - бесплодие земли-кормилицы.



В старину говаривали - кто сыновним поклоном не поклонится Матери - сырой земле, выходя впервые по весне в зачерневшее проталинами поле, на гроб тому она наляжет не пухом лебяжьим, а тяжелым камнем. Кто не захватит в чужеземный путь горсть родной земли, тому никогда больше не увидеть РОДины.



Сегодня желательно пройтись босыми ногами по земле. Этим не хитрым способом вы почерпнете у нее силы, необходимые вашему организму. Дружись с землей - от земли вшел, земля кормит, в землю пойдешь.



Огонь-царь, вода-царица, земля-матушка, небо-отец, ветер-господин, дождь-кормилец, солнце-князь, луна-княгиня.



Словом Яр означалась весна, а также зооморфическое божество жизни и плодородия, иначе Ярило. Местами зовут его «Яр Хмель» – отсюда «хмелевые ночи», то есть весенние хороводы и другие игры молодежи, продолжающиеся до утренней зари. Радуница, Красна Горка, Русальная неделя, Бисериха, Земля именинница (10 мая), Семик, Зеленые святки, Девята пятница, Ярило Кострома, Клечалы, Кукушки, Купало, хороводы: радуницкие, русальные, никольщина, зилотовы, семицкие, троицкие, всесвятские, пятницкие, ивановские или купальские – все это ряд праздников одному и тому же Яриле.



СКАЗАНИЕ

о том, как бог Ярило возлюбил Мать Сыру Землю и как она породила всех земнородных...

(Отрывок из книги «В лесах», Павел Мельников-Печерский)



Вот сказанье наших праотцев о том, как бог Ярило возлюбил Мать Сыру Землю и как она породила всех земнородных.



Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была – ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движенья.



И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Яр: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она, придется ли по мысли нам?»



И пламень взора светлого Яра в одно мановенье пронизал неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшей Землею. И где Ярилин взор прорезал тьму, тамо воссияло солнце красное.



И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилина света. Мать Сыра Земля ото сна пробуждалася и в юной красе, как невеста на брачном ложе, раскинулась… Жадно пила она золотые лучи живоносного света, и от того света палящая жизнь и томящая нега разлились по недрам ее.



Несутся в солнечных лучах сладкие речи бога любви, вечно юного бога Ярилы: «Ох ты гой еси, Мать Сыра Земля! полюби меня, бога светлого, за любовь за твою я украшу тебя синими морями, желтыми песками, зеленой муравой, цветами алыми, лазоревыми; народишь от меня милых детушек число несметное…»



Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озерами. Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из недр ее вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавали рыбы, в воздухе затолклись мелкие мушки да мошки… И все жило, все любило, и все пело хвалебные песни: отцу – Яриле, матери – Сырой Земле.



И вновь из красного солнца любовные речи Ярилы несутся: «Ох ты гой еси, Мать Сыра Земля! разукрасил я тебя красотою, народила ты милых детушек число несметное, полюби меня пуще прежнего, породишь от меня детище любимое».



Любы были те речи Матери Сырой Земле, жадно пила она живоносные лучи и породила человека… И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжой – ярой молнией. И от той молоньи ум в человеке зародился. Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний. И от тех громов, от той молнии вся живая тварь в ужасе встрепенулась: разлетались поднебесные птицы, попрятались в пещеры дубравные звери, один человек поднял к небу разумную голову и на речь отца громовую отвечал вещим словом, речью крылатою… И, услыша то слово и узрев царя своего и владыку, все древа, все цветы и злаки перед ним преклонились, звери, птицы и всяка живая тварь ему подчинилась.



Ликовала Мать Сыра Земля в счастье, в радости, чаяла, что Ярилиной любви ни конца, ни края нет… Но по малом времени красно солнышко стало низиться, светлые дни укоротились, дунули ветры холодные, замолкли птицы певчие, завыли звери дубравные, и вздрогнул от стужи царь и владыка всей твари дышащей и не дышащей…



Затуманилась Мать Сыра Земля и с горя печали оросила поблекшее лицо свое слезами горькими – дождями дробными. Плачется Мать Сыра Земля: «О ветре ветрило?.. Зачем дышишь на меня постылою стужей?.. Око Ярилино – красное солнышко!.. Зачем греешь и светишь ты не по прежнему?.. Разлюбил меня Ярило бог – лишиться мне красоты своей, погибать моим детушкам, и опять мне во мраке и стуже лежать!.. И зачем узнавала я свет, зачем узнавала жизнь и любовь?.. Зачем спознавалась с лучами ясными, с поцелуями бога Ярилы горячими?..»



Безмолвен Ярило. «Не себя мне жаль, – плачется Мать Сыра Земля, сжимаясь от холода, скорбит сердце матери по милым по детушкам».



Говорит Ярило: «Ты не плачь, не тоскуй, Мать Сыра Земля, покидаю тебя ненадолго. Не покинуть тебя на время – сгореть тебе дотла под моими поцелуями. Храня тебя и детей наших, убавлю я на время тепла и света, опадут на деревьях листья, завянут травы и злаки, оденешься ты снеговым покровом, будешь спать почивать до моего приходу… Придет время, пошлю к тебе вестницу – Весну Красну, следом за Весною я сам приду».



Плачется Мать Сыра Земля: «Не жалеешь ты, Ярило, меня, бедную, не жалеешь, светлый боже, детей своих!.. Пожалей хоть любимое детище, что на речи твои громовые отвечал тебе вещим словом, речью крылатою… И наг он и слаб – сгинуть ему прежде всех, когда лишишь нас тепла и света…»



Брызнул Ярило на камни молоньей, облил палючим взором деревья дубравные. И сказал Матери Сырой Земле: «Вот я разлил огонь по камням и деревьям. Я сам в том огне. Своим умом разумом человек дойдет, как из дерева и камня свет и тепло брать. Тот огонь – дар мой любимому сыну. Всей живой твари будет на страх и ужас, ему одному на службу».



И отошел от земли бог Ярило… Понеслися ветры буйные, застилали темными тучами око Ярилино – красное солнышко, нанесли снега белые, ровно в саван окутали в них Мать Сыру Землю. Все застыло, все заснуло, не спал, не дремал один человек – у него был великий дар отца Ярилы, а с ним и свет и тепло.


Так мыслили старорусские люди о смене лета зимою и о начале огня.


Оттого наши праотцы и сожигали умерших: заснувшего смертным сном Ярилина сына отдавали живущему в огне отцу. А после стали отдавать мертвецов их матери – опуская в лоно ее.

ИСТОЧНИК

(ВЕШНЕЕ МАКОШЬЕ, ИМЕНИНЫ ЗЕМЛИ) — Святодень, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра Земля чествуется как Именинница. Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи. Особливо чтутся во день сей Велес и Макошь — Земные Заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву — слушают Землю.

В пору двоеверия на Руси 9 травеня/мая отмечали Николу Вешнего (Николу Тёплого), во многом «заменившего» Велеса. В народе говорили: «Нет за мужика поборника — супротив Николы (Велеса)», «Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает», «В Николу как дождь — будет хлеб и рожь», «Егорий коров запасает , а Николай — коней», «Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин день травою».

Дрягослав Весенний обряд принесения требы Земле

Как только отшумят буйные проводы Морены-Зимы, и запахнет в воздухе пришедшей весной, так пора будет вспомнить и о Земле нашей Матушке — как зиму суровую перенесла, не замёрзла ли в лютое время? И требу Ей принести надобно, дабы очнулась Она быстрее ото сна, и силы Её подкрепить для будущего плодородия…

День совершения обряда принесения требы Земле приходится обычно на конец березозола/марта — первую половину цветеня/апреля («от первых проталин»)[1] и выбирается Солнечный и достаточно тёплый. Для требы берётся старый горшок, либо миска, либо небольшой котелок. Разводится костёр, делается сосновый или еловый кол. Заостряется он семью ритуальными ударами (если не получается ровно семь, то такой кол не пригоден для обряда). В котелок набирают снеговой воды, засыпают крупой и варят кашу. С готовой кашей и прочими необходимыми предметами участники обряда идут к ближайшей проталине, к чистой земле. По дороге женщины закликают и славят Весну. Вот одна из архаичных закличек весны:

Весна-красна, Что ты нам принесла? Соху, борону И кобылу ворону, Солнца клочок И соломки пучок, Хлебушка краюшечку И водицы кужечку!

На проталине волхв опускается к земле, прикладывет к ней ладони, пытается узнать (почувствовать) нынешнее её состояние, после чего обявляет собравшимся свои ощущения. Начинается сам обряд. В земле аккуратно роется яма — с тем расчётом, что в неё войдёт горшок и место ещё останется. Волхв громким голосом «будит» Землю:

Разойдись, тучи тёмные, Просияй, небо синее, Освети-согрей, яро Солнышко весеннее, Землю-Матушку! Земля-Матушка, Кормилица! Просыпайся-пробуждайся, От последних снегов Силы набирайся! Гой-Ма!

После сего присутствующие на обряде по очереди (посолонь) причащаются кашей, затем горшок с ней опускается на дно ямы. Волхв читает славление Земли[2]:

Матушка Сыра Земля, Земля Родная!
Всех Ты нас породила,
Вспоила, вскормила,
Угодьем наделила,
Злак всякий взрастила!
Прости Ты нас,
В чём досадили Тебе! [Земной поклон.]
Челом Тебе бьём,
Требу Тебе кладём,
Славу Тебе речём! [Земной поклон.]
Матушка Сыра Земля, Земля Родная!
Славна вовек буди,
Обильна, щедра ко людям,
Жито роди, Род соблюди,
Здраву святи! [Земной поклон.] Гой-Ма!

Горшок с кашей засыпается землёй, яму закапывают и оставляют небольшой холмик. На его вершину волхв тремя ударами обуха топора вбивает кол, символизирующий связь меж Землёй и Небом (видимо, есть намёк на Велеса, т.к. кол сделан строго из деревьев, посвящённых Ему) — в залог будущего плодородия. На сём обряд завершается.

Использованная литература:

1. Гриниченко Б.Д. Этнографические материалы, собраные в Черниговской и соседних с нею губерниях. Вып. 3. — Чернигов, 1899.

2. Соколова В.К. Весенне-летние обряды русских, украинцев и белорусов. — М.: Наука, 1979.

Слава Роду!

[1] Но не позднее Дня Земли — 9 травеня/мая-месяца.

[2] Славление записано со слов влх. Велеслава.

Вешнее Макошье: Именины Земли

1. День Земли: общие сведения

9-го дня месяца травеня/мая Славяне-Родноверы празднуют Вешнее Макошье — Святодень, когда пробудившуюся от зимнего сна Мать Сыру Землю чествуют как Именинницу. О сию пору, по поверьям, Мать Земля «отдыхает», поэтому в этот день Её нельзя пахать, копать, втыкать в неё колья и ножи. Особливо чтутся во Святодень сей Макошь-Матушка — Земная Покровительница и Божественный Супруг Её — Велес-Батюшка, Бог Великий, Земле Велящий. В эпоху двоеверия на Руси чтили Велеса в образе святого Николы, празднуя 9 травеня день «Николы Вешнего», или «Николы Тёплого». В народе говорили: «Нет за мужика поборника — супротив Николы (Велеса)», «Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает», «В Николу как дождь — будет хлеб и рожь», «Егорий коров запасает, а Никола — коней[1]», «Не хвались на Юрьев день[2] посевом, а хвались на Николин день травою». В этот день приносят требы Земле и Воде, совершают обрядовый обход поля — Родовой нивы — посолонь, с песнями, прославляющими Великую Мать всего сущего, древнюю Богиню-Прародительницу Макошь. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву и слушают Землю, прорекая сородичам, в Яви живот свой длящим, волю Богов — Старших в Роду нашем. Вещие жёны обращаются к Макоши особливо, прося Её не лишить Род Славянский доли и умерить недолю, коим покровительствуют Доля и Недоля — Прибогини-Потворницы Великой Матери Макоши…

Далее приводится краткий Уряд проведения праздника дня Земли, составленный влх. Богумилом Муриным и Вадимом Казаковым[3].

2. День Земли: Уряд Обрядовый

В этот день, 9 травеня, Славяне празднуют Именины Земли. Нельзя производить никаких земляных работ, нельзя пахать, боронить и втыкать в землю колья, ибо Земля отдыхает. Обращаясь к Матери Земле, во вспаханную загодя борозду кладут зерно и льют пиво, приговаривая, став лицом на восток: Мать Сыра Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, Оборота и лихого дела! Повернувшись на запад, продолжают:

Мать Сыра Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, Во смолу горючую!

Обратившись к полудню (на юг), произносят:

Мать Сыра Земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, Уйми пески сыпучие со метелью!

На полночь (на север) обращаются: Мать Сыра Земля! Уйми ты ветры полуночные с тучами, Сдержи морозы с метелями!

После каждого обращения льют пиво в борозду, а затем разбивают кувшин, в котором оно было принесено. Когда-то в старину был и другой обычай с бороздой и зерном, после которого появляются на свет дети, но теперь, в связи с изменениями нравов, обряд ограничен заклятиями на стороны света.

После заклятий жрецы, раскапывая пальцами землю и нашёптывая:

«Мать Сыра Земля, скажи да всю правду расскажи, на [имярек] покажи!» — гадают о будущем по приметам, в земле встречающимся. Воины, отложив оружие и положив на голову кусок дёрна, присягают Матери Сырой Земле, обязуясь защищать её от ворогов. Обряд оканчивается славлением:

Земля еси Родная, Земля матёрая, Матерь нам еси Родная, Всех нас породила, Вспоила, вскормила И угодьем наделила, Ради нас, своих детей, Зелий еси народила И злак всякий напоила — Польгой беса отгоняти И в болезнях помогати. Повели с себя урвати Разных надобьев, угодьев Ради польги на живот! После обряда освящённую горсть земли собирают и хранят как оберег. Хмельной пир и игрища завершают праздник.[4]

Слава Роду!

[1] На Ярилу Вешнего (23 цветеня/апреля) начинали пасти коров, а на День Земли (Вешнее Макошье) — коней.

[2] Юрьевым (Егорьевым) днём на Руси в эпоху двоеверия называли день Ярилы Вешнего.

[3] Цит., с некоторыми исправлениями, по изд.: Влх. Богумил, Казаков В.С. Мир Славянских Богов. 2-е изд. — Калуга-Москва: «Русская Правда», 1998. С. 28-29.

[4] Запись 1995 г. (деревня Секиотово). Запись 1996 г. (Капище «Сокол»).

ИСТОЧНИК

День Земли Матушки

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com