angelvalentina (angelvalentina) wrote,
angelvalentina
angelvalentina

Category:

Культ волка. часть 6


Валентина – Ангел света – Артемчук написала
4 мая 2013 года, в 22:41

Наследие ПравоСлавного Рода, Поверья пращуров
Культ волка. часть 6


Клянусь именем волка". "Волчьи праздники" у гагаузов

также народов Северного Кавказа, связывался с добрым началом; волк являлся символом доброго предзнаменования. В отличие от славянских оседлых народов, у гагаузов встреча с зайцем считалась недобрым предзнаменованием, и посев старались отложить на следующий день. И напротив, если по пути встречался волк, то это обозначало удачу. Воззрения на волка как символ доброго предзнаменования четко отражается в земледельческой обрядности гагаузов.

В годичном цикле гагаузской календарной обрядности можно выделить еще несколько праздников, которые по содержанию, точнее по своим запретам, могут быть отнесены к "волчьим праздникам”. Это непосредственно "волчьи праздники” отмечаемые с 11 по 17 ноября; день хромого волка – 21 ноября (праздник Введения в храм Господний); день св. Трифона, св. Семена, Сретенье; Хедерлез, "распус” (второй день праздника Хедерлез) – 24 апреля / 7 мая; Спиридон (Скырдон) также отмечали с целью предохранить людей и домашних животных от нападения волков.

Анализ гагаузских верований, обычаев и обрядов, связанных с культом волка (запрет убивать это животное, табу на употребление слова волк, пищевое табу, клятва именем волка, соблюдение определенного количества дней в честь волка, наделение волка сверхестественными качествами), позволяет говорить о том, что они являются далекими отголосками тотемистических воззрений, что свидетельствует о том, что культ волка у гагаузов имеет древние корни и тесно связан с хозяйственной деятельностью их предков (скотоводством).

Культ волка, в основе которого лежат тотемистические воззрения, был широко распространен у тюркских племен и у монголов. Однако существуют и некоторые отличия культа волка у гагаузов от других тюркских народов. Наряду с элементами почитания волка как существа, имеющего "небесное” происхождение (волк-покровитель), у гагаузов в то же время нет никаких мифов и легенд, в которых бы волк выступал в качестве их далекого предка, т. е. нет одного из главных элементов тотемизма (указание на генетическое родство), в отличие от других тюркских народов, у которых широко распространены тотемистические представления о волке, как о прародителе.


У многих тюркских народов, а также у некоторых кавказских народов, из тотемистических представлений о волке-прародителе развились самые различные волчьи обереги-амулеты (например, из зубов волка), которые носили взрослые, дети; их подвешивали на шею домашних животных во время эпидемий. Различные части тела волка (жилы, половой орган, шкура) использовались у тюркских народов в народной медицине и в черной магии.

В целом следует отметить, что образ волка у гагаузов довольно противоречивый, что объясняется условиями их хозяйственной деятельности – постоянной угрозой нападения волков на скот. Древний запрет на уничтожение волков иногда нарушали, о чем свидетельствует народное предание о праздновании дня в честь "хромого” волка, которого убил человек, чтобы спасти свою жизнь.

День в честь хромого волка отмечали в праздник "Введения в храм Богородицы” (21 ноябя/4 декабря), который в народе называется "topal canavar günü” (день "хромого волка”). Этот день отмечался особо, вероятно, потому, чтобы искупить вину (нарушение запрета) одного из своих соплеменников, убившего волка. Согласно гагаузским преданиям, этот волк считается более опасным, чем другие волки. В день "хромого волка” приготовляли лепешку на дрожжах (с. Бешалма), которую смазывали медом (ballı pita). Ею рано утром угощали детей и соседей.

Соблюдение дня в честь "хромого” волка, который включал в себя приготовление жертвенной лепешки, можно рассматривать, как реликт древних жертвоприношений волку. Можно предположить, что данный обычай является одной из позднейших форм "обряда очищения” ("извинения” перед волками). Обычай устраивать охоты на волков с целью истребления опасных хищников, а также возникновение различных сатирических сказок с образом волка, относятся к более позднему времени.

Анализируя обрядность "волчьих праздников” у народов Балкано-Карпатского региона следует отметить, что культ волка у гагаузов приобрел некоторые общие черты, свойственные народам этого региона. Обрядность "волчьих праздников”, а также даты их празднования во многом совпадают у болгар, народов Югославии, румын, молдован с гагаузской обрядностью. В то же время, по мнению русского этнографа М. Губогло, цикл "волчьих праздников” у гагаузов "…хронологически гораздо шире, чем у окружающего болгарского населения, и имеет более широкую тематику обрядовых действий”. Таким образом, культ волка у гагаузов "был рожден спецификой кочевой жизни” Исследования, проведенные тем же автором показали, что "многие элементы таких обрядов (у гагаузов, связанных с культом волка — Е. К.) совпадают с аналогичными явлениями у средневековых куман, описанными в русских летописях и в византийских хрониках.

С другой стороны, наличие культа волка у гагаузов объединяет их с другими тюркскими народами, для которых также характерен культ волка. Однако на основании элементов, сохранившихся у гагаузов, мы не можем говорить о тождественности культа волка у гагаузов и у других тюркских народов, поскольку у гагаузов отсутствует (предание) главное звено тотемистических представлений о волке, как о прародителе.

Форма культа волка, сохранившаяся у гагаузов, позволяет говорить о том, что корни данного культа уходят в далекое прошлое и связаны с ролью скотоводческого хозяйства у предков гагаузов. Использование образа волка, как символа доброго предзнаменования, в земледельческой обрядности, свидетельствует о перенесении этого образа бывшими скотоводами в область земледелия в результате перехода их к оседлости.

На основании вышеизложенных сведений о культе волка у гагаузов видно, что сфера влияния волка у других тюркских народов, у которых волк выступал также в образе предка-покровителя, гораздо шире, нежели это мы видим в гагаузской народной обрядности и фольклоре. Тем не менее, даже в той форме, в какой у гагаузов сохранились воззрения и обряды, связанные с культом волка, можно говорить о пережитках, являющихся одной из сторон тотемизма. При наличии большинства элементов, составляющих основу тотемистических воззрений, можно предположить, что предание о волке-прародителе было забыто.

Как произносится слово волк на разных языках( включая древние)


English wolf

Italian lupo

Spanish lobo

French loup ; loup gris



German Wolf

Russian волк

Arabic ذئب

Chinese 狼

Afrikaans wolf

Albanian ujk

Asturian llobu

Basque otso

Bengali; Bangla েনকেড় বাঘ

Brazilian Portuguese lobo

Bresciano luf

Breton bleiz

Calabrese lupu

Catalan llop

Cornish blýth

Corsican lupu

Croatian vuk

Czech vlk

Danish ulv

Dutch wolf

Esperanto lupo

Estonian hunt

Faeroese úlvur

Finnish susi

Flemish wolf

Frisian wolf

Furlan lôf

Galician lobo

Greek λύκος

Guarani yaguaru

Gujarati ભેડીયો

Hebrew זאב

Hindi भेड़िया

Hungarian farkas

Icelandic úlfur

Indonesian serigala

Irish mac tíre

Japanese 狼

Korean 늑대

Kurdish Kurmanji gor

Kurdish Sorani گورک ; گورگ

Latin lupus ; Canis lupus

Latvian vilks

Leonese llobu

Lithuanian vilkas

Lombardo Occidentale luff

Malagasy fosa

Manx moddee-oaldey

Maori wuruhi

Marathi लांडगा

Maasai loiibor kidong'o

Mokshan verjgaz

Nissart loup

Norwegian ulv

Occitan lop

Old Greek λυκος

Papiamentu wòlf

Persian گرگ ; حريص

Piemontese luv

Polish wilk

Portuguese lobo

Punjabi ਭੋਡ਼ੀਆ

Quechua atuc

Romagnolo lòv

Romanian lup

Saami gumpe ; návdi

Sanskrit वृकः

Sardinian Campidanesu luppu

Sicilian lupu

Slovenian volk

Somali uubato ; halyey ; yey

Swahili mbwa mwitu

Swedish varg ; ulv

Thai หมาป่า

Turkish kurt

Turkmen гурт

Ukrainian вовк

Valencian llop

Venetian lovo

Vietnamese chó săn sói

Wallon leu

Welsh blaidd

Zeneize lô ; luvo

монг. - чоно

цыганск. - рув

хорватск. - vuk

болг. - вълк

уйгурск. - böre

готск. - wulfs

сербск. - kurjak, vuk

иврит(произношение) - ze'ev

японск. - おおかみ(Hiragana), オオカミ(Katakana) - ookami

др.-англ. - mearcweard

кельтский(шотландцев) - madadh-allaidh

кельтский(ирландцев) - faolchu

Eskimo - oo koo' a

Espanja - lopo

Esperanto - lupo

Etruski - oltas

Gaeli eli skotti - faol/mactire

Gaulish - succellus

Авторы статьи: Е. Громова, А. Илимбетова, Александр Морган, Квинликова Елизавета Николаевна
ИСТОЧНИК


Культ волка. часть 1 Культ волка. часть 2 Культ волка. часть 3 Культ волка. часть 4   Культ волка. часть 5

Tags: Наследие ПравоСлавного Рода, Поверья пращуров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments