angelvalentina (angelvalentina) wrote,
angelvalentina
angelvalentina

Category:

Масленица, Комоедица - Новолетие


Валентина – Ангел света – Артемчук написала
25 марта 2013 года, 07:46
КаленДарь наших ПраЩуров, Наследие ПравоСлавного Рода

Масленица, Комоедица - Новолетие


Праздник пробуждения медведя, олицетворявшего бога скота Велеса, покровителя домашнего скота и бога богатства.

В общей у "варварских" народов дохристианской Европы, включая древних славян, языческой религии друидов (волхвов) самыми главными и самыми священными праздниками были 4 астрономически важных дня – летнего и зимнего солнцестояния и весеннего и осеннего равноденствия. На этих астрономических событиях был основан календарь друидов, в котором число дней в году могло изменяться. В этой религии у разных народов из имевшегося множества богов были свои любимые боги, а религиозные обряды имели многие местные особенности. У наших славянских предков главным богом почитался Велес, бог крайне важного для них домашнего скота.


Праздновать Масленицу — едва ли не самое веселое время в году. Начинали с понедельника, и каждый день имел собственное название: понедельник — «встреча», вторник — «заигрыши», среда — «лакомка», четверг — «разгул», «перелом», «широкий четверг», пятница — «тещины посиделки», суббота — «золовкины посиделки», воскресенье — «проводы», «прощеный день».


Масленицы ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. Считалось обязательным сходить перед последними днями Масленицы в баню, дабы смыть с себя всё плохое, что было в минувшем году. Работать в эти дни запрещалось.


Последние два дня праздника были наполнены всеобщим весельем. На льду озер и рек штурмовали снежные городки, в которых укрывалось чучело Марены под защитой ряженых. Там же устраивали яростные кулачные бои, на которые сбегались мужики разного возраста и из разных деревень. Бились всерьез, считая, что пролитая кровь послужит доброй жертвой грядущему урожаю.


Марена


Марана

Суровая и грозная Богиня, неслышно идущая по земле, и везде, где ступает её нога ложиться снег, всё приходит в забвение, жизнь затухает, природа засыпает. Богиня бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного жизненного конца – смерти. Поэтому слово «мор» - обозначает поголовную и внезапную смерть целых народов или государств. Другие имена Мораны – Маара, Марена, Морена, Мора, Мор, морок, мрак, марево, морочить, смерть и еще многие столь же недобрые слова родственны её имени.

Однако к Природе не применимы не только человеческие понятия о Добре и Зле, но и расхожие понятия о Жизни и Смерти. В Мироздании вообще нет Жизни отдельно от Смерти, они взаимосвязаны и просто не могут существовать друг без друга. Рождение и смерть не могут быть осмыслены порознь, как не может быть осмыслен верх без низа, прилив без отлива, мороз без жары. Поэтому Морана играет исключительно важную роль в славянском мировоззрении и сложившихся на его основе ритуалах и празднествах. Смерть света, Солнца, дня и наступление ночи; смерть животворных времен года – весны, лета, осени – и наступление зимы – такое всеобщее умирание в природе и олицетворяет Морана. Но она не выступает в роли необратимой Судьбы, так как на смену ночи всегда приходит новый день, восходит Солнце, а после холодной зимы опять наступает животворная весна.

Не одно живое существо не может жить без отдыха и сна, как и Природа. Если бы Мораны не было, Природа-Макошь не смогла бы отдыхать, постоянно плодоносила и рано или поздно стала бы бесплодной. Именно поэтому образ Мары видели как сочетание рождения, плодородия и смерти, необходимой для обновления и продолжения Жизни на Земле. Она дает возможность отдохнуть природному миру, очищает его, подобно хищнику, от слабых и больных. Ведь в природе смерти нет – зёрнышко умирает в качестве зёрнышка, дабы возродиться колосом, земля засыпает на зиму, дабы весной возродиться с новыми силами… Так и душа человека вечна, а плотская оболочка временна, она изнашивается, подобно одежде и требует смены. После смерти душа хорошего человека освобождается, и становиться Духом-Покровителем своего Рода, дабы потом воплотиться вновь. А плохого – исчезает, растворяется в пространстве, чтобы не мешать и не вредить больше жизни.

Именно с этими представлениями связан древнейший славянский похоронный обряд – сжигание на специальном костре, который издревле зовётся Крадой. Огонь священен, он позволяет душе сразу высвободиться из телесных оков и вместе с дымом взойти в Светлую Сваргу, Ирий, к Предкам и Богам.

Помимо этого Моране были благодарны за свежесть, которую дарит мороз, снежки, узоры на окнах и всевозможные зимние забавы. Не забывали славяне и о том, как Морана «насылала стужу и морозила лютых врагов Руси защищая свои владения и свой народ».

22 марта – в день весеннего равноденствия, когда весна набирает свою наивысшую мощь и силу, устраиваются весёлые игры и забавы, пекутся блины (символ солнца и наступающей весны) и сжигается чучело Мары. Этот ритуал символизирует завершение времени Мораны и ее проводы вместе с морозами, снегом и метелями. Это праздник издревле зовётся Комоедица или Масленица.КОМОЕДИЦА (или Комоедицы) — один из древнейших великих славянских языческих праздников; помимо главного смысла священного праздника встречи дарованного небом наступления Весны, имел и характер почитания местного славянского Медвежьего бога: принесение жертвы великому Медовому зверю Кому первыми выпекаемыми праздничными блинами, которые торжественно относили в лес. Наши славянские предки отмечали Комоедицы в священный день весеннего равноденствия (20 или 21 марта по современному календарю), после которого день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега. (В наши дни этот праздник отмечается Родноверческими общинами 23 марта.) По солнцу Масленица отмечается, когда медведь (бер или ком) вылезает из берлоги. И ему, хозяину леса, на опушку леса наши предки клали первый блин. Вот откуда поговорка "Первый блин - кому". Не комом, а кому! И недаром настоящую мартовскую Масленицу называют Комоедицей.

Начало праздничного дня

Утром люди торопились на святилище (капище), на высокое место, где уже подсохла земля. Поодаль от капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно. Это делалось для того, чтобы навьи (умершие предки), непременно являвшиеся на празднество в образе сорок, поедали своё зерно в стороне и не попадали под ноги играющих и активно веселящихся потомков. На столы, покрытые скатертью, ставили горячие блины и пироги, овсяный кисель, мёды, квасы и закуски. Угощение делилось на пять частей, пятую часть помещали на открытое место возле Священного Огня, приговаривая «Честные наши родители! Вот для вашей души линок»Чучело Марены Торжественно везли к капищу на шесте соломенное чучело Марены. Все стояли вдоль дороги, кланялсь в пояс и величали Марену Свароговну:

«Приезжай ты к нам
На широк двор:
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем ешаться. Масленица
красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка, кветочка,
Ягодка, перепёлочка».


Угощение блинами

Начинали угощать друг друга блинами. Первый блин комам (Ком — медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика, нобориха), его относили в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса — великому Медовому зверю кому... После проводили зачин. Возжигали Огонь. Славили богов и предков, весь Славянский род. Посолонь закручивали хоровод, одевши хари, дабы не узнали злые духи, скоморохи показывали представление, им помогали колоброды:
«Как на блинной на неделе
Из трубы блины летели!
Вы блины, блины, блины,
Вы блиночки мои…»


Прыжки через костёр

Потом все прыгали через костёр (вот при таких прыжках в день весеннего равноденствия и растаяла сказочная Снегурочка в пьесе Островского), а после обязательно умывались снегом или талой водой. Справедливо считалось, что мягкая талая вода придаёт лицу особую свежесть и красоту (при нынешней загрязненности атмосферных осадков такое уже не рекомендуется).

Величали молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывали на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо было откупиться, принеся с собой на общий стол угощение.


Распитие сурьи

Всем наливали сурью (название напитка восходит к санскритскому слову "surya" — «cолнце»). Первую чашу сурьи жрица Марены несла к жертвеннику. Жрица Живы выбивала эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена:
«Уходи, Зима холодная!
Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой,
С цветами, с травой!»


Сжигание Марены

Затем торжественно сжигали на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи:
«Марена загорела,
Всему миру надоела!»

Опять прыгали через костёр, обращаясь к Семарглу, чтобы он зажёг снега. Катают горящие колеса. Затем прославляют Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца:
«С горы катись,
С весной воротись!»
«Пробуди»


Затем, вооружившись горящими головнями, шли «будить медведя» (пробуди). В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья.


Для изготовления чучела на селе брали по пучку соломы с каждого двора. Её собирали в одну большую кучу, а потом также всем селом набивали в мешки, повязывали платок и возили в санях. После этого чучело сжигают на главной площади, водя вокруг огромного костра хороводы и бросая в него блины. В этот день непременно прыгают через костёр, а после обязательно умываются снегом или талой водой. По поверью талая вода придаёт лицу красоту. Таким образом, славяне «справляли поминки» по зиме. Недаром поминальные обряды – сжигание чучела и выпекание блинов (круглые, румяные, неизменные символы солнца) символизировали смерть зимы. С этим связаны и запреты на выполнение разных видов работ, особенно женских, как, например, ткачество или прядение. Считалось, что тех, кто нарушит этот запрет, ждёт большая беда. После Масленицы справляют и Родительский день, поминая ушедших родственников и друзей именно блинами.


Кроме поминальных обрядов, прощаясь с зимой, славяне славили бога, олицетворяющего весеннее солнце и плодородие – Ярилу Вешнего. В городе вместо чучела часто возили ярко наряженную девушку. В конце праздника её, естественно, не сжигали, а просто вывозили за город и под всеобщее ликование вываливали в сугроб.


Костёр, предназначенный для обрядовых действ, издревле зовётся Крадой (Кродой). Со стародавних времён сохранилось почтительное отношение к огню как сакральному. По поверью, сам Бог Сварог даровал его людям.


Сохранилось немало обрядов, связанных с огненным действом. В этот день принято повязывать цветные ленточки на чучело Мары, проговаривая про себя все свои горести, болезни, несчастья, всё, от чего хотелось бы избавиться. Всё это вместе с ленточками, сгорит в огне, исчезнет. Бросали в масленичный огонь и «отработанные» старые обереги. До сих пор сохранилась традиция сжигания на масленицу и обереговых куколок - лихоманок. Что же это за куколки такие? Лихорадки, они же Лихоманки, они же Трясовицы – это злые демоны болезни в облике безобразных женщин-сестер. Представляются чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод, иногда даже слепыми и безрукими. Слово «лихорадки» происходит от слов «лихо радеть», то есть действовать в чей-нибудь вред, заботиться о ком-нибудь со злобным намерением, с лихостью; другие общеупотребительные названия: лиходейка, лихоманка («ма-нья» - привидение, «манить» - зазывать, лгать, обманывать). По преданиям демоны-лихорадки залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости. Измучив одного, лихорадка переходит в другого. При полете своем она целует избранные жертвы, и от прикосновения ее уст человек немедленно заболевает. Кому обмечет болезнь губы, о том говорят: «Его поцеловала лихоманка...»



Лихоманки


«Медведь» не просыпался, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда «медведь» начинал пробуждаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль:

«Скрипи нога,
Скрипи липовая
И вода-то спит,
И земля-то спит.
И по сёлам спят,
По деревням спят.
Одна баба не спит,
На моей коже сидит.
Мою шёрстку прядёт,
Моё мясо варит.
Мою кожу сушит».

Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой.


Игрища

После пробудей начинались игрища. Первая игра — городок. Девушки становились на высокое огороженное место (городок). Вооружившись длинными палками, отбивали нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытались ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц.

После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные масленичные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк… Праздник Комоедицы продолжался несколько дней. В разных местностях число праздничных дней несколько различалось.


Прощание
При прощании одаривали друг друга всякими сладкими "заедками" (позднее - пряниками) и говорили:
«Прости меня, пожалуй,буде в чём виноват перед тобой».
Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.


Сакральное

Духи великих предков, незримо присутствуя на празднике весеннего равноденствия, радовались вместе со всеми своими потомками-соплеменниками долгожданному наступлению преобладания дня над ночью, окончательному изгнанию надоевшего холода Зимы ласковым теплом Весны и грядущего Лета, славили род Славянский, одобряли, что, следуя изначальной традиции, приходят славяне все вместе на великий Праздник Весны, чтобы соблюсти древний священный Обычай.

О подробностях славянских языческих религиозных обрядов дохристианских времен, которыми руководили волхвы, нам известно немногое. Попытки реконструировать их, исходя из дошедших до нас исторических документов Западной Европы, Ирландии и Англии об обрядах подобного славянской Комоедице (Весне Священной) западного языческого праздника Бельтайн (тоже весеннего праздника религии друидов), представляются весьма условными и более пригодными для мультфильмов (смотрите прекрасный советский сказочный мультфильм по пьесе Островского и опере Римского-Корсакова «Снегурочка»).

В общем, славянский языческий праздник, приуроченный к ежегодному астрономическому событию, проходил всем на радость в потехах и развлечениях. А впереди уже было не за горами и лето красное, особо ценимое в нашем холодном климате.


ИСТОЧНИК

Tags: КаленДарь, Магическое время, Наследие ПравоСлавного Рода, Поверья пращуров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments