angelvalentina (angelvalentina) wrote,
angelvalentina
angelvalentina

Categories:

Оборотни в славянской культуре


Валентина – Ангел света – Артемчук написала
6 февраля 2013 года, в 20:46

Наследие ПравоСлавного Рода, Поверья пращуров
Оборотни в славянской культуре




Тема данного доклада не просто оборотни в славянской культуре, я бы хотела рассказать о восприятии оборотней в славянском язычестве, и о том, как повлияло принятие христианства на отношение к оборотничеству и повлияло ли вообще.
Во-первых, для славян характерно почтительное и бережное отношение к природе, которое рождено самой природой окружающей нас и наших предков. Великолепные леса, полные дичи, поля, которые можно засеивать и снимать богатый урожай, зеленые равнины в самый раз для выпаса скота, реки полные рыбы.
Во-вторых, считается, что у древних славян первоначально существовал культ животного-предка. Были легенды о целых деревнях, где жили только оборотни. Наибольшей популярностью в данном культе пользовались два вида хорошо известных нам животных – волки и медведи.
Именно этим и объясняется, почему говоря «оборотень» славяне подразумевают именно волков и медведей. Другие животные тоже могли быть формами оборотней, но встречались гораздо реже и пользовались гораздо меньшим почтением.
Отношение к оборотням было совсем иным нежели в Европе. В католической Европе оборотень считался исчадием ада, тем, что следует найти, отловить и изничтожить, оборотень – зло не имеющее право на существование. Ничего хорошего или хотя бы слегка положительного в оборотнях не находили. Ну, разве, что считалось, что укус оборотня убивает вампира, но этого было слишком мало.
Славяне относились к оборотням совсем иначе. Оборотень – человек, оборотень – добрый волк, медведь, добрый зверь, зверь помощник. Оборотнем мог быть и бог, оборотнями считались жрецы и волхвы. Стать оборотнем не многие стремились, но кто был таковым, считался отмеченным за какие-то заслуги перед богами или уж просто перед судьбой. Оборотень – защитник.

Славянские оборотни делились на оборотней добровольных и тех, кто оборачивался против своей воли. Добровольные оборотни всегда сохраняли свой разум при превращениях и могли перекидываться когда хотели того сами как в звериный облик. Так и обратно в человечий.
Оборотнями по принуждению становились дети, рожденные от союза с волком или оборотнем, и дети, проклятые своими родителями. Христианство прибавило ещё две причины для становления оборотнем по принуждению – дети, умершие некрещеными, и люди, которые посмели нарушить клятву, данную перед богом. Оборотни по принуждению были более агрессивными и не столь сознательными.
В Европе разговор с оборотнями был короткий. Раз и нет оборотня. Так как их считали исчадиями ада, служителями дьявола лишенными души и всякого права на спасение, то с оборотнями расправлялись без сожаления.
У славян всё опять иначе. Никогда не забывалось, что оборотень это человек и что просто так убить его нельзя. Оборотня всегда старались спасти. Вернуть ему человеческий облик и помочь ему. Так. Способов заставить оборотня вновь стать человеком было много. Самый известный – снять с себя пояс и обвязать им оборотня. Считалось, что любая человеческая одежда могла вернуть оборотню людской облик. Христианство добавило такие методы как – заставить оборотня слушать звон колоколов и отпаивать его святой водой или дать немного освященной пищи.
Убийство было крайним случаем да и то отягощать свою душу грехом и убивать человека, пусть и в звериной шкуре, никому не хотелось, поэтому с оборотня снимали всё, что оставалось в нем от прежнего облика, будь то ремешок с ладанкой, другое какое украшение или обрывок одежды. Когда оборотень лишался всех предметов человеческого быта, он мог считаться просто диким зверем, и тогда его убийство уже не было греховным убийством человека.
Что касается самого процесса оборачивания и получения этой способности, то у славян на этот счет были свои взгляды (дело касается только оборотней по собственной воле). Во-первых, оборотничество было отмеченностью человека, избранностью и избранными становились жрецы богов.
Так, Перуну, богу войны, грома и молний, приписывалась способность обращаться медведем. Культ Велеса был непосредственно связан с медведем, т.к. медведь у славян считался правителем леса, лесным хозяином, повелевающим животными, а Велес – бог лисов и полей или «скотный бог».
Южнославянский Дабог представлялся повелителем волков.
Высшей милостью для жреца было получить способность оборачиваться в животное соответствующее его богу. Помните мультфильм «Князь Владимир», где жрец Перуна оборачивался медведем? Вот примерно так всё это и представлялось, наверное, хотя кто знает… давно прошли те времена.
Во-вторых, способностью к оборотничеству обладали колдуны и чародеи. Что характерно именно для славян, так это то, что оборотни в основном мужчины. Колдун должен быть оборотнем, а вот колдунья, ведунья не обязательно, об этом даже не говорится.
В-третьих, способность к оборотничеству давалась людям, в чьих сердцах есть праведный гнев, кто желает бороться за правое дело, защищать, наказать виновных. В славянском язычестве месть не считалась плохим мотивом, наоборот, месть была благородной, это христианство уже смягчило нравы и велело подставлять другую щеку.
Примеры таких оборотней встречаются в литературе. Например, рассказ Владимира Галкина «Седой медведь», повествующий о мальчике Никите, сдружившемся с медведицей-оборотнем и её малым сыном. Никита сам становится оборотнем, чтобы мстить людям проявившим неуважение к природе и убившим медведицу с медвежонком, проявляющих безразличие и к людям, которые рядом с ними, и которые нуждались в помощи.
Четвертый метод стать оборотнем, говорит, что надо обратится за помощью к колдуну, который заколдует какой-либо предмет, с помощью которого и будет человек перекидываться. Самый известный пример – нож. Воткнуть нож в землю, перескочить через него, перекувыркнуться и обратиться зверем, а обратно надо сделать то же самое, но в другую сторону. Другое дело, что метод такой был опасен – вдруг кто нож найдет да и унесет. Так и придется зверем жить в поисках заветного ножа.
Пятый способ самый сомнительный и был доступен всем – накинуть на себя шкуру животного и если судьбе будет угодно, то человек обернется зверем. Опасаясь случайной милости судьбы, люди предпочитали вещи из меха выворачивать наизнанку и носить мехом вовнутрь.
Оборотня в его зверином виде можно было узнать по тени или по отражению в воде, которые всегда выдавали истинный облик – человек.
Оборотней волков славяне звали волкодлаками, что буквально означает волчья шкура, «длака» - шкура, волосы. У разных славянский народов произношение слегка разошлось, так что можно услышать и такие наименования как вуйкалаки (у белорусов), волколак, волкулак, вовкулак.

Волки всегда пользовались уважением и считалось, что они способны видеть и отгонять всякую нечисть, противостоять злым чарам, проклятиям и наговорам, а так же давали силу воинам. Отсюда и популярностью зубов, когтей и волчьих лап, из которых делали украшения, талисманы и обереги в попытке уберечь себя и свой дом. Волк считался примером идеального воина. Кстати. Волки могут служить образчиками хороших семьянинов, т.е живут они стаями и в отличии от большинства других животных являются моногамными, т.е. составляют постоянные пары из самца и самки, трепетно относятся к своему потомству. Уж не это ли так схожее с человеческим отношением к детям стало причиной для сближения волка и человека, для историй, когда волки вскармливали и выращивали людей (Маугли, Рем и Ромул).
Высшим проявлением уважения к волкам было то, что их старались называть иносказательно, в результате чего сейчас у нас есть ряд эпитетов безошибочно сопоставляющихся с волком – серый, лютый, зубастый. Февраль был месяцем волков и раньше назывался «лютень», в честь волка.
Оборотней-медведей называли берендеями – берендей. Берендей – оборотень, обращающийся в бурого медведя.
Как я уже заметила, медведь считался царем леса. Кроме того считалось, что медведи как и волки способны отогнать нечисть, побороть кикимору и лешего. А своей могучей силой медведей уважали как символ воина и символ Перуна. У медведей, в отличие от всех других животных, есть душа, которая всегда находится рядом с ним в образе щенка.
Сближает человека и медведя славянское поверье о том, что медведи – это люди, которых разгневанный непослушанием Бог превратил в медведей. Т.е. медведи по своей первоначальной сути уже являются людьми и ведут себя как люди. Медведи пляшут под веселую музыку (ярмарочное развлечение), медведи ходят на двух лапах (совсем как человек) и то же очень трепетно относятся к своим медвежатам.

Для славян оборотень не был символом ужаса и кошмара, не явился он для них жутким демоном и даже после принятия христианства. Язычество переплелось с христианством и обошлось малыми жертвами, пожалуй христианство только добавило способов для того чтобы помочь человеку обернуться обратно человеком из зверя.
Для славян оборотничество было явлением обычным и естественным, благим, хоть и бывали исключения.
Ну, а то, что мы имеем на сегодняшний день – результат массового распространения культуры Западной с её страхами животного мира и представлениями о волке исключительно как о воре, укравшим их овец, и монстре, съевшем Красную Шапочку и несчастную пенсионерку с плохим зрением, слухом и вставной челюстью.



С уважением, Roja Crimson.

ИСТОЧНИК

__________________________________________________________________________
"Есть ли у истинных оборотней другие факторы зависимости, нежели полнолуние?"

Фактор зависимости - явление внешнего порядка, заставляющее оборотня менять облик не по своей воле. Посмотрим, какие ещё факторы зависимости могут осложнить жизнь истинных оборотней.

Гипотетические:

Для начала примем полнолуние за фактор, связанный с астрономией. Для астронома Луна - это каменный шар в космическом пространстве. Ничем не уникальный по сравнению со спутниками других планет. Тогда можно предположить, что для истинных оборотней существует связь не только с Луной, как с астрономическим телом, но и Солнцем, другими планетами Солнечной системы и, быть может, дальними звёздами. Романтическое высказывание "У каждого человека есть своя звезда" может обернуться фактором зависимости для оборотня. Дальние планеты нашей системы были открыты не наблюдениями, а расчётами, исходящими на основе данных о том, как планеты влияют друг на друга. Поэтому противостояние Марса или парад планет гипотетически может повлиять на оборотня. Это всего лишь предположение. Но кто знает, может чуткий организм истинного оборотня возрождает связи с природой. И те странные инстинкты, которые заставляют земные организмы, лишённые человеческого разума, реагировать не полёты далёких комет, у оборотней усилены в тысячи раз.

Физические:

Яркие вспышки света, чередующиеся с большой частотой. Действие этого фактора показано в третьей части саги "Вой", посвящённой разноплановым сюжетам из жизни оборотней. Первое его проявление мы видим на дискотеке, где главный герой знакомится с симпатичной девушкой (истинным оборотнем, сбежавшим из дальней колонии оборотней). Знакомство пропитано романтикой. Если бы... Если бы огни цветомузыки, подстроившись под ритм только что включённой песни, не замигали в определённом темпе. Девушка не смогла удержать над собой контроль, ей пришлось бежать в уединённое место, чтобы обращение завершилось. Данный случай нельзя считать единичным. В финале под видом кинохроники нам показывают вручение престижной награды, но тут лампы начинают мигать. И у нас появляется знакомое предчувствие... Да, это совершенно другая женщина, но принцип действия фактора зависимости тот же самый.

Дадим ли мы ему право на существование? Придуман ли он? Есть ли у него корни?
Да, такие случаи зафиксированы. Не обращений в волка, разумеется, а действия чередующихся вспышек света. При таких вспышках у неуравновешенных особ случаются эпилептические припадки. Наиболее известным примером является случай при просмотре одной из серий анимационного фильма "Покемон" ("Карманные монстры"), где происходило мельтешение белого и красного цветов, после которого в больницах оказались десятки детей.

Предположу, что такое чередование вспышек просто снимает в организме истинного (или укушенного) оборотня некий "блокиратор", до этой секунды надёжно фиксировавший состояние облика и удерживающий от обращения.

Исходя из вышесказанного, мы может попробовать поискать факторы зависимости и в других органах чувств. На некоторых сайтах есть упоминание, что неконтролируемое обращение происходит и тогда, когда истинный оборотень слышит определённые звуки (вой). Именно за вой мне бы ручаться не хотелось, но воздействие на психику человека звуков, лежащих вне слышимого человеком диапазона, общеизвестна. Поэтому опытным путём можно было бы подобрать ряд звуков, которые могли бы снимать контроль у истинного оборотня и стать факторами зависимости.

То же самое можно провести и с обонянием. Резкие запахи могут вывести оборотня из себя и обеспечить неконтролируемое обращение. Хотя, надо признать, что действие запахов часто индивидуально. Однако можно было бы поискать ингредиенты, действующие на большое количество истинных оборотней в плане фактора зависимости.

Суммируя вышесказанное, мы просто "выбиваем из колеи" истинного оборотня, отключаем блокировку и наблюдаем обращение. Есть ли факторы, которые нам это обеспечат вне зрения, обоняния, слуха? Да.

Следующий фактор - чувство опасности. Инстинкт самосохранения заставляет организм приобретать форму, наиболее приспособленную к изменившимся условиям. Обычно при защите более пригодна волчья сущность. Поэтому при нападении на истинного оборотня в человеческом облике скорее всего произойдёт его неконтролируемое превращение в волка.

Интересен был бы эксперимент по введению истинного оборотня в состояние транса или гипноза. Снялись бы блокировки? Или, напротив, внутренний мир звериной сущности успокоился бы и уснул, оставшись в человеческом облике.

Получается, что при хорошей исследовательской работе мы можем создать целый арсенал факторов зависимости для оборотней. Будет ли их действие всеобщим? Скорее всего, нет. Но набор "лакмусовых бумажек" всё же получится.

Магические:

Мы ведь волшебники, поэтому нельзя упускать создание магических средств, которые станут факторами зависимости для истинных оборотней.

Во-первых, заклинание. Да, это непростая работа. Я бы начал именно с такого заклинания, которое рождало бы в оборотне то самое пресловутое чувство опасности. То есть магическими методами ушёл бы на предыдущий пункт исследований. Однако, если есть простой способ заставить оборотня сменить облик (как в случае поднятия предметов или починки дверных замков), то полезно было бы знать заклинание подобного плана.

Во-вторых, зелье. Если есть антиликантропное зелье, то почему бы не создать зелье, заставляющее оборотней менять облик вне зависимости от их желания. Здесь главное не перепутать и начать превращать в зверей самых обыкновенных людей, а просто "высвобождать" скрытое истинное оборотничество.

Это искусственные факторы зависимости, но, кто знает, природа нашей планеты может измениться так, что выдуманное нами зелье станет обыденным явлением или природным компонентом. И тогда оборотни будут вынуждены дополнить список факторов оборотничества теми позициями, которые придумаем мы.

 С уважением, Дарк Богачек

ИСТОЧНИК

ОТ МЕНЯ:
Кроме этого, хочу отметить, что у многих зверей и птиц было много прозвищ – иносказательных имен, дабы не призвать обернувшегося волхва или мага без нужды, тем самым разозлив его, отвлекая от важных дел.

Так медведь – медом ведающий, батюшка леса, бурый, бер, ведмедь, косолапый, ревун, топтун, топтыга, косолапый… конечно же, Потапыч.

Волк один из земных образов Семаргла Огнебога – крылатого белого волка или крылатого белого пса. Непременно огненного или сияющего подобно огню.
Само слово ВОЛ-ЧАРА говорит само за себя – волховые чары.
А еще волка называли: серый, волчок, лесной, помещик, разбойник, санитар леса, аука…

Кстати, если бы "оборотень" ныне писалось с двумя "т", все сразу поняли смысл этого слова. Обороттень – обернись тенью, обернись и станешь тенью или обернись в тень. Это слово состоит из двух основ – оборот и тень. Тень во многих мифологиях имела принадлежность к иному миру, считалась дверью в иной мир или в личность субъекта. И поныне есть обряды и заговоры, связанные с тенью.

Оборотень – который оборачивается или обращается.
Об-ращается – оба вращаются, то есть сознание (проявленное) и скрытое (не проявленное для других, подсознательное), нейроны головного мозга начинают вращаться, а точнее колебаться, резонировать в одном ритме, что при сонастройке, позволяет переходить из одного состояния сознания в другое.

 "Знали бы они, какие муки испытываешь, когда тебя выворачивает наизнанку".

Наверное, сейчас, когда подсознательное, глубинное Я личности все больше уходит в тень – это весьма болезненный процесс.

Об-Ра-ща-ться – движение, действие сейчас (с определенной целью) к изначальному, глубинному Источнику.

Tags: Мысли вслух, Наследие ПравоСлавного Рода, Поверья пращуров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments