angelvalentina (angelvalentina) wrote,
angelvalentina
angelvalentina

Громница, Громницы, Сретенье, Зимнее Перунье — 2 лютеня (февраля)


Валентина – Ангел света – Артемчук написала
2 февраля 2013 года, в 03:46

КаленДарь наших ПраЩуров
, Магическое время, Наследие ПравоСлавного Рода
Громница, Громницы, Сретенье, Зимнее Перунье — 2 лютеня (февраля)

встреча зимы с весной на мироколице Яви, когда силы юной Весны дают первый бой силам Морены-Зимы, и единственный раз в зимнее время гремит Перунов гром. В народе говорят: «На Громницу зима с летом (весной) встретились», «На Громницу Солнце на лето, зима на мороз». О сию пору Лесной Хозяин, любимец Велеса, переворачивается в своей берлоге на другой бок, а люди творят различные очистительные и обережные обряды и просят Зимнюю Мать Мару-Морену быть милостивой к ним. В пору двоеверия на Руси 2 лютеня/февраля отмечали Сретенье Господне. 

Сретенье (Встреча) напоминало христианам о встрече младенца Иисуса с иудейским праведником Симеоном, состоявшейся в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества Христова.

Громница (2 лютеня/февраля-месяца)  

1. Громница: общие сведения

Громница (Громницы, Сретенье, Зимнее Перунье) — отмечается 2 лютеня/февраля-месяца. По народным поверьям, в этот день единственный раз за зиму гремит гром — Громовержец Перун начинает битву с силами Зимы и хлада. Другое широко распространённое название Громницы — Сретение, то есть Встреча. По Славянским сказаниям, в эту пору Зима встречается с Весной (или с Летом, если делить Годовое Коло на две части — Тёмную-Зимнюю и Светлую-Летнюю). В народе говорят: «На Громницу зима с летом (с весной) встретились», «На Громницу Солнце — на лето, зима — на мороз», «На Сретение зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотения только потеет (о Сретенских оттепелях)», «На Сретение кафтан с шубой встретились», «Какова погода на Сретение — такова и весна будет», «На Сретение снежок — весной дожжок» и т.п. Если Морена-Зима «не сдаётся» — на Сретение ударяют морозы, называемые в народе Сретенскими.

В пору двоеверия на Руси Сретенье («Сретение Господне») напоминало христианам о встрече младенца Иисуса с иудейским праведником Симеоном, состоявшейся, по христианским поверьям, в иерусалимском храме на сороковой день после «Рождества Христова».

В народе Сретение считается также Первыми Закличками Весны (Вторые Заклички Весны — Сороки — 9 березозола/марта; Третьи Заклички Весны — на Масленицу, в пору Весеннего Равноденствия, когда Весна-Дева приходит в Явь).

Множество обрядов, совершаемых на Сретение/Громницу, связано с так называемыми Громничными свечами (см. далее), а также с водой. В народе издревле почитали «Сильной» воду, набранную на Водокрес (6 сеченя/января), когда творили Великое Водосвятие, а также на Сретение, когда совершалось Малое Водосвятие.

В Белоруссии до наших дней сохранился обычай, когда родители или близкие родственники обрызгивают Сретенской водой с благопожеланиями сына, уходящего в армию. По народным верованиям, купание в проруби на Сретение делает человека сильным и здоровым, и даже простое умывание Сретенской водой уносит многие хвори и болезни. 

Сретение — «перелом» зимы. Считается, что о сию пору Лесной Хозяин, любимец Велеса, переворачивается в своей берлоге на другой бок, предчувствуя скорое своё пробуждение. В народе примечают: «Если на Сретение холода завернут — весна холодная, поздняя», «Тихий и облачный день на Сретение — будет хороший урожай хлебов и плодов», «На Сретение небо звёздное — зима не скоро плакать начнёт (т.е. весна ожидается поздняя)», «На Сретение капель — урожай на пшеницу», «На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов, снег в полдень — средних, к вечеру — поздних». На Сретение вечером заклинают Солнце. Если Солнце перед закатом выглянет сквозь облачную наволочь — значит, прошли последние морозы; если же Солнце вовсе не покажется — ожидай суровых Власьевских (приходящих после Велесова/Власьева дня — 11 лютеня/февраля) морозов. При заклинании Солнца на Сретение поют:   Солнце-вёдрышко, выгляни, красное, из-за горы, Выгляни, Солнышко, до вешней поры!..[1]

Славянскому Сретению/Громнице соответствует древнекельтский Имболк (от imb-volk — «ливень») — праздник поворота зимы на весну, время очистительных обрядов (омовений). При римлянах Имболк отмечался в февральские календы (1 февраля). Древние кельты отмечали его в конце третьего Лунного месяца после Самайна и три­надцатого месяца, который добавляли в календарь каждый третий Солнечно-Лунный год.  

2. Громничные свечи

Громничные свечи (Громовые свечи, «громницы») — свечи, посвящаемые в этот день Богу Громовержцу Перуну и Его Божественной Супруге — Громовице-Палянице (Царю Огню и Царице Маланьице/Молоньице — в эпоху двоеверия). На Украине[2] Громничные свечи традиционно изготавливались женщинами, особенно — девушками. Часто они делались из трёх свечек, сплетённых в «косу» и расходящихся кверху маленьким Трезубцем — символом единства Тремирья (Яви, Нави и Прави). В Белоруссии Громничные свечи, будучи олицетворениями Живого Огня, Перуновой Силы, изготавливались преимущественно мужчинами. Такую свечу отливал из воска сам хозяин дома в последний шесток (субботу, день в седмице, посвящённый Предкам) перед праздником. Считалось, что чем больше будет Громничная свеча, тем благополучнее пройдёт год. Освящённую на Капище свечу приносили домой, зажигали у порога, после чего каждому из домашних, начиная с самого хозяина дома, «падсмальвалi» волосы на голове в форме «крыжа» (Солнечного и Огненного Креста). Затем с зажжённой свечой обходили весь дом посолонь, заглядывая в каждый угол и поваживая там огнём, дабы «выжечь всё лихо из угла в угол» — очистить Перуновой Силой своё жилище от всякой нежити и скверны. В качестве оберегов на дверях и воротах рисовали или выжигали свечой Солнечные Кресты и Коловраты. Одну Громничную свечу обязательно несли в хлев и разламывали на столько частей, сколько голов домашнего скота там было. Верили, что такая свеча убережёт скотину от падежа и болезней. Для этого скотине чуть-чуть подпаливали ею шерсть, а остатки воска закатывали в шкуру. Громничные свечи, перевязав их полосками пакли, хранили в укромном месте или в Красном куту (домашней Божнице) в течение всего года — до следующей Громницы, используя такую свечу в качестве оберега. В народе верили, что летом Громничная свеча будет хранить дом от удара молнии и пожара. Слыша приближающиеся раскаты грома, её зажигали и ставили на окно с той стороны, откуда надвигалась гроза. Громничные свечи на протяжении года зажигали в пору больших праздников, в дни рождения членов семьи, во время болезни, родов, чтобы облегчить последние минуты жизни умирающему человеку, во время похорон и т.д. Также Громничные свечи широко использовались при волошбе: их зажигали и ставили в воротах, чтобы отвести от себя сглаз и порчу; Громничной свечой «замыкали» (т.е. обходили по кругу) корову, чтобы сберечь её от нечистой силы, и т.п. Ещё о Громнице и Громничных свечах — см. наши статьи: «Коло года: Родноверческие Святодни в сравнении с "православными" христианскими праздниками эпохи двоеверия», «Громница» и «Громница-Перуница» (последняя статья написана ведуньей Ладой)[3].

Слава Роду!   [2009] 


[1] Цит. по: Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. и авт. вводн. текстовРыженков Г.Д., вступ. ст. и словарь Розова А.Н. — М.: «Современник», 1992. С. 22.
[2] «Громниця — Стрітення Зими з Весною. Молитви до Сонця. З цього дня можна починати вивчати пісні-веснянки, писати писанки. В давні часи в цей день запалювали смолоскипи (замінено "Громичною свічкою"). Спостерігаємо за погодою — хай буде цей день Сонячний! Яке Стрітення — така й весна» (по материалам украинских Родноверов).

[3] Влх. Велеслав. Книга Велесовых Радений. Духовные практики и обряды Русско-Славянского Родноверия. — М.: «Велигор», 2008. С. 235-269, 333-334, 335-338.

Громница

ПЕРУНЕ ГРОМЕ МАРУ БОРОНЕВО СВЕТЕ РЕЧЕ А НАВИ СЕЧЕВ МОЛОНЬЯХ ГРЯДЫЙ НЕБЕСНЫЙ РАТАЙСТА РЯДУ ВЕК А НАМ ОБЕРЕГ!ГОЙ!

...Рекут, есть в начале месяца лютеня день[1], когда единственный раз в зимнее время можно услышать раскаты Перунова грома в небесах. А происходит это потому, рекут, что о сию пору встречается где-то далеко на мироколице Яви старуха Зима с юной Весной[2], и происходит меж Ними великая битва — бой тьмы и хлада со светом и теплом. И бьются-ратаются Светлые Боги, предводительствуемые Перуном, супротив Навьих сил — Морениных сродников, Кощных потворников, и дрожат небеса от ударов громовой палицы Перуновой, и люди внимают Гласам Богов, и жрец, затеплив громовую свечу[3] на Капище Перуновом, речёт слово вещее:

РЕКУ НА ГРОМЬЕ В ЗИМНЕ УКРОМЬЕ:ПЕРУНЕ ЗИМЕ О ЯРЕ СИЛЕВО ГРОМЕХ ГРЯДЫЙ НЕБЕСНЫЙ РАДАРЬОГНИ ВСПОЛЫМИ А ИНО ОТРИНИЗИМУ ПРЕЛОМИ ВЕСНУ ОТВОРИСТА ДНЕСЕ СРЕЧА ТВОЕГО МЕЧАВО НОЧИ ГОДА ОБЕРЕГ РОДА!ГОЙ!

А внизу, под горой, у Капища Чернобогова, где за четырёхугольной оградой лежит чёрный камень, Кощному Богу посвящённый, творятся обереги Именем Грозного Бога — Перуна Навегонителя:

ПЕРУНЕ БОЖЕ САМ ТЬМЫ ПРЕМОЖЕСТАВЬ КОЛО НЫ ВЫСОКИ ТЫНЫЧТОБ КОЩНЫ РАТИ НЕ МОГЛИ ЯТИВО ЛЮДЯХ ЖИВУ А В РОДАХ СИЛУ!ГОЙ!

Затем жрец, беря в рукавицы (никак не голой рукой!..) глиняный горшок с комьями сухой земли, поднимает его над головой и с размаху бьёт о каменну твердь, дабы взяли Навьи Боги своё — кощное, отжившее, но не замаяли живого, и уходит, не оглядываясь, прочь...

Слава Роду! [2003]


[1] 2 февраля.
[2] Потому другое название праздника — Сретение, или Среча (от среча — «встреча»).

[3] Громовые свечи, зажигаемые на Громницу, суть знаки нашей сопричастности Деяниям Перуновым, творимым о сию пору во Всемирьи.

Ведунья Лада Громница-Перуница

2 лютеня/февраля славяне празднуют день Громницы-Перуницы, Небесной Богини, воплощения Блискавки-Молнии. Казалось бы, с чего празднику Молнии быть зимой? Но в традиции всё закономерно. Сей день ещё называют Сретеньем, то есть Встречей: считается, что в этой точке Сварожьего Годового Кола встречаются Зима и Лето (кстати, многие европейские народы, в том числе и славяне, в древности разделяли год на 2 сезона, а не на 4). По поверьям, это единственный день зимы, когда можно услышать гром и увидеть молнию.

Как маленькие «отражения» Небесного Пламени, народ всюду запаливал великие и малые огни на Земле. Среди всех этих огней наиболее известны «громовые свечи», или «громницы», дошедшие до нас через века двоеверия. На Украине эти свечки изготовляли только женщины, и особенно — девушки. Причём громницы часто делались из трёх свечек, переплетённых в косу и расходящихся кверху маленьким Трезубом — символом триединства Нави, Яви и Прави, то есть Всемирья. Эти священные свечи всячески украшались лентами и другими девичьими прикрасами.

В Белоруссии все ритуалы на Громницу были связаны с «грамнічнай» свечой. Воск для неё готовили заранее. Каждый хозяин выплавлял свечу самостоятельно в последний шесток (субботу) перед праздником. Известно, что она была примерно 10 вершков (44 см.) в длину, а толщина — две четверти вершка. Такие размеры позволяли в случае необходимости носить свечу на груди или засунуть в рукав, чтобы никто не мог о ней догадаться.

Громовые свечи — сильное средство народной магии. С их помощью можно отвести молнию и вообще грозу от избы, села или поля. Либо наоборот — закликать во время засухи грозу с дождём. Громничная свеча помогала и во время важных хозяйственных работ: при первом весеннем выгоне скота, распашке поля, сборе урожая и заготовке зерна. Её брали с собой, когда шли свататься или когда бабка-повитуха принимала новорожденного, ставили её в Красный угол на Осенних Дедов (21 – 27 листопада/октября) и Радуницу (Весенние Деды, 1 – 7 травеня/мая), давали человеку при смерти, чтобы легче было отойти в мир иной. Свечой обкуривали дом умершего, чтобы душа его успокоилась и, чтобы духи были милосердны к ней.Тяжко хворающим дают в руки запалённую свечу-громницу, прося при этом Богиню прогнать Своей очищающей и целительной силой духов болезни. Воск её принимался больными, как лекарство.

В Белоруссии на Громницу проводили обряд «агнистага крыжавання» («огненного крещения»). Сначала хозяин крест на крест поджигал (совсем чуть-чуть) у себя на голове волосы, потом — жене, потом всем остальным членам семьи по старшинству. После этого семья шла выжигать крестики на шерсти домашних животных. Потом простукивали свечой все стены, перекрытия и двери своего дома, хлевов и хозяйственных построек. Эти действа должны были уберечь семью от удара молнии и вообще любых разрушительных воздействий. После этого свечку прятали в укромный уголок дома, либо клали в Красный угол среди других святынь.   Существует также очень много примет, связанных с громничной свечой. Во время обряда наблюдали, как горят свечи: частое потрескивание указывает на большое количество гроз в году. Когда человек тяжело умирал, зажигали громничную свечу и смотрели, в какую сторону пойдёт от неё дым: если за двери, то больной скоро умрет, если расходится по дому — будет ёще некоторое время жить.   Но вернёмся к Богине. У южных славян эту Богиню зовут Громовицей. На Украине бытует ещё одно Имя — Паляница (так же называют ритуальный хлеб, что хозяйки пекут в честь особых праздников). Во многих песнях и сказах — это образ Дивчины-Воительницы. Перуница — это волевая, сильная сторона Женского начала. История древних славян знает женщин-богатырш, их так и звали — девы-поляницы (паляницы). Это название, вероятно, происходит от слова «поле» — ведь сражения проходили на просторных открытых полях, ср. выражения: «поле битвы», «поле брани». Эти девы бились против врагов наравне с мужчинами своего племени, что вызывало удивление и восторг чужеземцев.

Традиция подчёркивает девственность Перуницы, Она — именно Девушка-Воин, дочь Перуна, Его первейшая помощница и соратница. Здесь можно провести параллель с древнегреческой традицией.

Афина — Дева-Воительница, дочь Громовика-Зевса. Причём, не просто дочка: Зевс самостоятельно породил Её из Своей головы. Таким образом, Она — часть Его сущности, Его «Женская анима», «Зевс в платье». Независимая сильная женщина, идущая своим путём. И это знаменует не только силу, но и храбрость, и острый разум. Афина — ещё и Покровительница мудрости, Она часто изображалась с совою — символом этого достоинства. Atheneum — «храм Афины» — так с античности до сего дня называют «святилища мудрости» — библиотеки, музеи, научные учреждения.  Атрибутом Афины является копьё — скорее всего, символ молнии. Дева Перуница также изображается с золотым «громовым» копьём.   Ещё одна параллель традиций наблюдается с кельтами. 1 лютеня/февраля они празднуют Имболк — древний языческий праздник, сохранившийся в кельтском двоеверии как «день святой Бригиты». До того, как стать христианской «святой», Бригита была кельтской Богиней, Покровительницей поэзии и ремёсел (как и Афина), а особенно — кузнечного дела. А уж эта стезя во все времена и во всех мифологиях связана с Огнём, а равно с Громовыми Божествами.

У славян, проживающих в относительно тёплом климате (Украина и южнее), со дня Перуницы начинаются закликания Весны. В условиях средней полосы России это делается позже.

Первые заклички бывают на Сороки — 9 березня/марта. Громница — значимый день для женской волошбы. Особенно для дев, которые на данном этапе ценят Силу и Волю, идут стезёй Перуницы — это наилучший день для свершения важных шагов.

Слава Роду! [2008]

ИСТОЧНИК                                                                                                            

На Сретение зима с весною встретилась                                  

Громница, Громницы, Сретение, Сретенье, Сретенские морозы, Сретенские оттепели, Сустретьев день, Зимобор.


На момент введения Юлианского календаря: 2 февраля
Дата по календарю XVI века: 2 февраля
Дата по старому стилю: 2 февраля
Дата по новому стилю: 15 февраля
Современная дата: 30
января, сороковой день после Рождества – зимнего солнцестояния.

Сустретьев день – зима с весною встретилась. Зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама лиходейка от своего хотенья только потеет. Сретение служит границею между зимой и весною, отчего и самое название праздника. В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила.

В Белоруссии в этот день в церкви или костёле освещали свечки. После освящения свечки назывались «грамнічнами», они играли большую роль во многих обычаях и обрядах на протяжении года. После того как хозяин возвращался домой с громничной свечкой, хозяйка зажигала её. Глава семьи опаливал крестообразно волосы на своей голове, а потом делал то же самое с волосами всех членов семьи по старшинству. Затем вся семья шла в хлев, где хозяин крестообразно опаливал шерсть каждого животного, дотрагивался огнем до стен и дверей. Этот обряд повторялся в каждом хозяйственном строении. Это был обряд «агністага крыжавання» (огненного крещения).

Громничная свечка хранилась за образами. Какое бы ни случалось в семье событие, – радостное или печальное, – зажигалась громничная свечка. Сплавы громничных свечек носили как амулеты на теле и даже давали как лекарство. Нужно отметить, что громничную свечку никогда никому не одалживали.

Детей, желающих посмотреть встречу зимы и лета, посылали голых и босых за гумно и огороды, обещая, что зима им даст червоные боты.

В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды в праздник Сретения сельские жители судят о наступающих весне и лете, особенно о погоде, урожае. О весне судят так: «Какова погода на Сретение, такова будет и весна». – Ежели на Сретенье установится оттепель – весна ранняя теплая, коли холода завернут – весна холодная; выпавший в этот день снег – к затяжной и дождливой весне. Если на Сретенье снег через дорогу несет, – весна поздняя и холодная. А еще: будет снежок – весной дрожжок. Коли метель дорогу переметает – весна поздняя да холодная; ежели тепло – ранняя и теплая. На Сретение утром снег – урожай ранних хлебов; если в полдень – средних; если к вечеру – поздних. На Сретение капель – урожай пшеницы. От имени праздника Сретения последние зимние морозы и первые весенние оттепели называются Сретенскими.

На Сретенье кормят (закармливают) племенных птиц: курам дают овес, чтобы лучше неслись и яйца были крупнее и вкуснее. С этого дня можно было выгонять скотину из хлева в загон – для разминки и пригрева, также начинали готовить семена к посеву, подчищать их, подрабатывать, проверять на всхожесть. Белят плодовые деревья.

Крестьяне обычно в этот день делают расчет запасов хлеба, сена, соломы и других кормов: уложились ли они в половину, а если нет, вносят поправки в кормушки, да и сами подзатягивали пояса. В этот день проводят гулянья.

В день Сретения совершают обряды встречи и приветствия Солнца, призывают тепло. А в полдень сжигают куклу, сделанную из соломы – так называемую, Ерзовку. Её украшают дарами и подношениями – цветами, красивыми лентами, праздничными одеждами, и люди обращаются к ней с просьбами о благополучии и процветании. Считается, что своим горением Ерзовка уничтожает холод, приносит теплое лето и хороший урожай. А пока куклу носят на шесте, влюбленные обращаются к ней за помощью в любви и с просьбами о счастье в доме.

На Сретенье пекут блины, круглые, золотистые – они символизировали Солнце. Этим призывают его возвращение. В Костромской губернии крестьянки пекли баранки и кормили этими баранками домашний скот, чтобы предохранить последних от болезней. В Белоруссии мать пекла из теста дочкам серпы, а сыновьям – косы. В этот день жгут костры, народ веселится ритуальными плясками. Скучать в Сретение нельзя – бог Любви не приемлет грусти, а на радостную встречу отвечает радостью.

С кануном праздника Сретения совершалось в деревнях заклинание мышей, которые к этому времени, истощив все свои скудные запасы, подбираются под скирды и начинают кормиться на крестьянский счет. Заклинание сопровождается особой обрядностью. Призывается сведущий старик-знахарь. Сначала угощают его честь-честью, а затем приступают к ограждению скирд и стогов от «мышеяди». Знахарь вынимает из средины заклинаемого по снопу (или по клоку, если дело идет о сене) со всех четырех сторон, «с четырех ветров», бережно складывает все это в кучу – с особыми нашёптываниями – и несёт в избу к пригласившему его домохозяину. Здесь принесённое помещается в чисто-начисто выметенную, жарко натопленную перед тем печь и разжигается накаленною докрасна кочергою. Остающаяся после сожженных снопов или клочков сена зола тщательно выгребается и переносится на гумно, где и всыпается в те места, откуда были вынуты снопы. Домохозяин с женою сопровождают знахаря на гумно с хлебом-солью и новым холщевым полотенцем, которые и поступают по выполнении обряда в собственность совершающего его. А знахарь, всыпав золу в надлежащие места, причитает: «Как железо на воде тонет, так и вам, гадам, сгинуть в преисподнюю, в смолу кипучую, в ад кромешный. Не жить вам на белом свете, не видать вам травы муровой, не топтать вам росы медяной, не есть вам белоярой пшеницы, не таскать вам золотого ячменя, не грызть вам полнотелой ржи, не точить вам пахнучего сена. Заклинаю вас, мышей, моим крепким словом на веки веков. Слово мое ничем же не порушится!» Вслед за произнесением приведенного заговора, имеющего, по словам суеверных стариков, устрашающую и даже губительную для мышей силу, знахаря снова угощают в хате чем Бог послал, и затем прощаются с ним, прося не обессудить «на угощеньи и на отдареньи».

Поговорки и приметы
В феврале зима с весной встретится впервой. Зима с летом встретилась (белорус). На Громницы половина зимицы (белорус.). «На Грамнiцы захады супраць Перуна» (белорус.). Какова погода на Сретенье, такова и весна будет. В Сретенье метель дорогу переметает, корм подметает (к неурожаю). На Сретенье утром снег – урожай ранних хлебов; если в полдень – средних; если к вечеру – поздних (южн.). На Сретенье снежок пригонит на весну дожжок. На Сретенье снежок – весной дожжок. На Сретенье капель – урожай на пшеницу. Если небо белозвездно, то зима заплачет поздно. На Сретенье уже от воробья стена мокра. На Сретенье кормят (закармливают) племенных птиц. На сретеньев день льды опятнает (архангельск.; зверь ложится по льдинам). Что сретенский мороз – пришел батюшка-февраль, так и мужик зиму перерос. На Сретенье зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама – лиходейка – со своего хотенья только потеет. О Сретенье солнце на лето, зима на мороз. Если на Громницы петух из-под страхи (крыши) напьётся водицы, то на Юрья – вол подъест травицы (белорус.). Как придут Громницы – снимай рукавицы (белорус.). Если с вечера в канун Сретенья небо будет усеяно звездами, то и зима еще не скоро «зачнет плакать», и весна зацветет на Руси позднее обыкновенного.
_________________
*) Дата определена как сороковой день (примерно) после праздника зимнего солнцестояния. На сороковые дни приходятся поворотные даты после солнцестояний и равноденствий.
На 40-й день после Спиридона-Солнцеворота (25 декабря), праздника зимнего солнцестояния – Сретенье (2 февраля), первая встреча весны; на 41-й день после Кирила-солноворота (22 июня), праздника летнего солнцестояния – Первый спас (1 августа), первая встреча осени. На 41-й день после Сóроков (22 марта), праздника весеннего равноденствия – Еремей-запрягальник (1 мая), первая встреча лета или пролетья; на 39-й день после Федóры (24 сентября), праздника осеннего равноденствия – Кузьма-Демьян, первая встреча зимы.
Разница в один-два дня возможно возникла в результате неоднократных подвижек дней равноденствий из-за неточности юлианского календаря. С момента первого введения латинского (новый год с 1 марта), а затем византийского (новый год с 1 сентября) календарей на Руси в IX-XI веках все даты относительно астрономических смещались 6...8 раз, в зависимости от времени введения христианского летоисчисления в данной местности. Поэтому христинский календарь, не связанный с астрономическими и природными явлениями называли «книжным», а старый русский календарь – «небесным». Другой причиной могло быть замещение русских праздников христианскими, например если это были соседние даты, то со временем осталась христианская дата, на которую переместились и народные русские обряды.

Источники



 Позже Громницы попы приурочили ко всему церковному празднику Сретенье Господне, церковные праздников умышленно приурочили к основным языческим славянским праздникам с целью постепенной подмены традиционных верований на христианские. Однако, в народной традиции получило яркий дополнительный оттенок и стало восприниматься, как встреча зимы с весной

Tags: КаленДарь, Магическое время, Наследие ПравоСлавного Рода
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments