angelvalentina (angelvalentina) wrote,
angelvalentina
angelvalentina

День Домового, Велесичи (Кудесы) — 28 сеченя(января)


Валентина – Ангел света – Артемчук написала
28 января 2013 года, в 13:40

КаленДарь наших ПраЩуров, Наследие ПравоСлавного Рода, Поверья пращуров

День Домового, Велесичи (Кудесы) — 28 сеченя(января)





Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги — наш дом береги!
Слава нашему дому! Слава нашему Домовому!


28 января отмечают Кудесы - День Когда необходимо было ставить гостинцы для домового. Если в этот день не почтить Домового, он может обидеться и перестанет помогать домочадцам. Тогда в доме может все пойти прахом. Домовой - это Родовой дух хранитель, дух Предков, оскорбляя которого, человек подрубает корни своего Родового Древа    



день почитания Домового Хозяина и принесения ему особливых треб. В эпоху двоеверия на Руси праздник Домового — 28 сеченя/января — совмещался с днём преподобного Ефрема Сирина. В народе говорили: «На Ефрема Сирина — Домового закармливают». В этот день, ложась спать, оставляют на столе чарку хмельного, ломоть хлеба с солью, миску каши, кусочек сала и что-нибудь из сладкого. При этом с поклоном в сторону печи говорят слова, например, такие: «Хозяин-Батюшка, побереги мой дом и мою скотину!», «Хозяинушка-Батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води!» или «Домовушко-Дедушко, всех пои-корми — овечушек, лошадушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели мягко!»

По народным представлениям, если в этот день не почтить Домового, он может «обидеться» и перестанет помогать домочадцам. Тогда в доме может всё пойти прахом: у хозяев пропадёт желание трудиться, появятся болезни, навалятся беды и несчастья, придёт в упадок хозяйство. Ведь Домовой — это Родовой дух-хранитель, дух Предков, оскорбляя которого, человек подрубает корни своего Родового Древа.

День Домового (28 сеченя/января-месяца)

1. Домовой — душа дома (ср. одно из имён Домового: «Дедушка Домодушка»[1]), дух-покровитель семьи, чей образ и происхождение тесно связаны с культом Предков. Домового и зовут обычно — «Хозяин», «Хозяинушка», и недаром он часто принимает обличье старшего в семье мужчины — хозяина дома[2]. «Не живёт тело без души, не стоит дом без Домового», — говорят в народе. Несмотря на все попытки церковников всячески «очернить», низвести Домового до уровня «домового беса», «нечисти», — в народе его по-прежнему любят и чтут: «Дедушка Домовой и топеря живёт... Он святой(!) ведь, Дедушко», «И Богу веруем, что Бог есть, и со скотиной веруем, что Домовой есть. И у скотины есть, и в домах есть»[3].

2. Согласно народным поверьям, Домовой предстаёт перед людьми в трёх основных обличьях: человекоподобном (обычно в образе седого старичка маленького роста, иногда с лицом, покрытым белой шерстью, или в образе мужчины-хозяина дома, в том числе умершего), зверином (обычно в виде кошки или какого-нибудь маленького зверька, вроде кошки или ласки) инеопределённом (в виде какого-то «непонятного» зверя или предмета, не имеющего названия в человеческом языке.

3. У С.В. Максимова содержатся сведения о внешнем облике Домового, как его описывали крестьяне различных областей России: во Владимирской губернии Домо­вой одет в свитку, всегда носит большую лохматую шапку, волосы на голове и борода у него длинные; в Пензенской губернии описывали, что это малень­кий старичок, словно обрубок или кряж, но с боль­шой седой бородой; Домовой Орловской губернии — здоровый, как медведь, на голове шапка[4]. Во многих местах рассказывают, что Домовой имеет вид умершего хозяина дома, а иногда живого; хозяин спит, например, в избе, а его в то же время видят в конюшне среди лошадей. По поверьям, Домовой может превращаться в кошку, собаку, коро­ву, иногда змею, крысу или лягушку.

4. В Лета Вращении Домовому посвящено несколько дней особливо. Так, его чествуют:

1) На Мару Зимнюю13 сеченя/января-месяца (подробнее о сём — см. «Мара Зимняя». ;-(

2) На День Домового28 сеченя/января (подробности см. далее);

3) На Именины Кикиморы16 лютеня/февраля (Кикимора кое-где почитается как супруга Домового);

4) На Именины Домового30 березозола/марта (в этот день в народе особыми подношениями стараются задобрить Домового, который, празднуя свои Именины, «бесится» всю ночь до первых петухов или даже до рассвета). Также Домового чествуют в некоторые другие дни года (например, во дни поминовения Предков). В седмице день Домового — шесток (суббота), покровительствуемый Жнецом (Сатурном), иначе называемый Дедовым днём, то есть днём Предков.

5. В эпоху двоеверия на Руси День Домового28 сеченя/января — совмещался с днём преподобного Ефрема Сирина (373–379 гг.). В народе говорили: «На Ефрема Сирина — Домового закармливают». В этот день, ложась спать, оставляют на столе чарку хмельного, ломоть хлеба с солью, миску каши, кусочек сала и что-нибудь из сладкого. При этом с поклоном в сторону печи говорят слова, например, такие: «Хозяин-Батюшка, побереги мой дом и мою скотину!», «Хозяинушка-Батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води!» или «Домовушко-Дедушко, всех пои-корми — овечушек, лошадушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели мягко!»

6. По народным представлениям, если в этот день не почтить Домового, он может «обидеться» и перестанет помогать домочадцам. Тогда в доме может всё пойти прахом: у хозяев пропадёт желание трудиться, появятся болезни, навалятся беды и несчастья, придёт в упадок хозяйство. Ведь Домовой — это Родовой дух-хранитель, дух Предков, оскорбляя которого, человек подрубает корни своего Родового Древа.

7. Украинские Родноверы почитают Домового как домашнее Божество, духа-покровителя Домашнего (Родового) Очага. Вот, например, что пишет о Домовом наша современница волхвиня Зореслава (Лозко Г.С.) в своей книге «Українське Народознавство»: «Домовик. Бог дому, родини, який походить, вірогідно, від культу Предка і домашнього вогнища. Недарма він живе за піччю або під порогом хати. Домовик невидимий, але іноді він показується маленьким дітям. Його перевозять у нову хату, щоб охороняв родину. Коли родина живе у злагоді зі своїм Домовиком, він навіть намагається допомагати по господарству. Домовик має Доманю (Домасю, Домаху, Домцю), що означає "пані, господиня дому". Вона інколи допомагає жінкам прясти. Домовики люблять домашніх тварин, особливо кішку й козу, але бояться сороки. Домовика не можна залишати, коли переїздять у нову хату, слід покликати його за собою, підставивши черевик: "Домовик, Домовик! Ось тобі сани — сідай, їдь з нами", або й просто: "Хазяїне, ходи з нами до нової хати!" Інакше він образиться, що його не шанують і буде турбувати людину, а часом навіть і шкодити їй. Існує повір'я, що інколи Домовик "душить" сплячу людину, ніби навалюючись на неї, не дає дихати. Тоді треба спитати: "На добро чи на зло?" Якщо він теплий — на добро, якщо холодний — віщує хворобу. Як твердять лікарі, таке відчуття може з'явитися у людини, якщо вона спить у незручному положенні (найчастіше на лівому боці, що тисне серце). Залишившись у хаті, з якої вибиралися господарі, Домовик починає шкодити новим господарям: стукає вночі, розкидає речі. Таке ж відбувається, якщо до хати випадково впустять чужого Домовика. Зображають Домовика у вигляді дерев'яної скульптурки бородатого дідуся і ставлять на Покуть поруч з іншими Богами. Наш Домовик як опікун родини і домашнього вогнища близький до античних Пенатів та римських Геніїв».  

Слава Роду!   [2009]

источник                                                                                                                                                  

Кудесы — день угощения домового. Домовой — запечник, прибаутник, сверчковый заступник. Название праздника — кудесы (бубны) — указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой: Дедушка-суседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу! Если дедушка-суседушка на кудесы останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага, он превратится в достаточно лютого духа. После ужина оставляют за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придет ужинать. В сей день почитается как сам Велес, так и его воинство. Рассказывается о происхождении велесичей, небесных воинов Велеса. Обычно велесичей почитают детьми Велеса, Сварожичами, которые подчинились Велесу — главе небесных воинств. Но есть среди них и те, которые сошли с небес на Землю и поселились между людьми: это древние богатыри: волотоманы, асилки, духи пращуров, а также духи лесов, полей, вод и гор. Те из них, кто попал в лес — стали лешими, кто в воду — водяными, кто в поле — полевыми, а кто в дом — домовыми. Домовой — дух добрый. Обычно он — рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте. В этот день домового кормят кашей, оставляя ее на загнетке. Кормят и приговаривают: Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги — наш дом береги!                                                           
«Слава нашему дому! Слава нашему Домовому!»                        
Звучат гордо на Можае Руны Древние Двины (продолжение) Думаете, мои дорогие читатели, это просто слова: «Слава нашему дому, слава нашему Домовому!»?
Очень непростые эти слова, слова эти – просто волшебные! Начните их говорить громко, отчётливо, со смыслом каждый раз, как входите в свой дом – результат заметите  сразу. Светлее станет в доме, чище, спокойнее, и вещи будут находиться тут же, и мысли станут появляться умные, да толковые. Но, по-порядку… Почистила нас Баба-Йога огнём по Обряду Древнему, силушка в нас влилась добрая да могучая, и поспешили мы в избу гостеприимную, где столы были накрыты скатертью, и пахло едой восхитительно. А ждали нас там хозяюшка-Кормилица и Домовой-батюшка и много важного они нам порассказывали …
Слушая их, записывая слова заветные, думала я о том, что ведь ещё совсем недавно предки наши не просто верили, слепо обряд соблюдая, во «всю бесовщинку с чертовщинкой», а видели наши предки всех обитателей тонкого мира, видели, слышали, знали их повадки, поскольку жили бок о бок, взаимодействовали. И именно поэтому дошли до нас очень точные описания и внешности, и поведения, и «области хозяйствования», если так можно выразиться, таких существ как Берегини, Лешие, Травницы, Лесовицы, Огневицы, Овинные, Банные. Также хорошо донесли наши предки до нас и повадки других существ, не столь доброжелательных к человеку, коих тоже немало. И, хоть покорёжили мы природу нашу изрядно, а существа–то никуда не делись – обитают. На нас, суетящихся, безалаберных смотрят, сочувствуют, помогают, а то и наказывают…
Нам бы вспомнить про них, опамятоваться, обернуться к ним, какой многообразной, многоликой стала бы опять наша жизнь…
Да…
Уплетали мы за обе щёки вкуснятину, приготовленную хозяюшкой, а Домовой-батюшка поучал нас: «Вот, в дом входили – прославили Домового? За стол садились – а Домового то пригласили?» А подношение Домовому надо делать так: «Батюшка-Домовой, ешь с нами, пей с нами, живи с нами, будь с нами повсегда!»
Лучше, если в доме (квартире городской) будет такое место специальное – Красный угол. Туда и выкладывается угощение в мисочку, чашечку. И угол этот Красный у нас, у русских, не там расположен, где нынешние китайцы да «фен-шисты» указывают – Красный угол у нас по традиции нашей древней должен быть на востоке – где солнышко-Ра наше всходит. Или на Севере – в память о родине могучей нашей, откуда мы, русы, вышли и где Дух Предков наших обитает.
А то, что ж? Зачем на Юг-то подношения делать? Китайского Дракона кормить да усиливать? Иль друзья нам китайцы? Аль предки их нам что хорошее сделали? Получается, что извечное это противостояние, и идеологии противостояние, и магии – чьи обряды выполняем, тому и душу отдаём. То-то «наши власть предержащие» всему китайскому, да тайскому, да японскому «зелёную улицу» дают. Книги про веру их, да обряды ихние везде продаются. Нам, русским, эти книги уже просто навязывают. Так вот они нас, русских, от корней своих, отвратить мечтают. Будем их обычаи соблюдать, а не наши, чем тогда от них отличаться станем? Обкитаимся? Истаем? Объяпонимся? Нет уж, не выйдет у наших врагов ничего, не сломаемся мы! Нам к своим предкам, к своему мiру-обществу обращаться надо, в нём наша сила, родичи! Да…
А узнать-то как – принял ли Домовой угощение наше? Понравилось ли оно? На всё примета имеется – если угощеньице ссохлось, да не заплесневело, не сгнило – понравилось оно Домовому, он принял, порадовался.  А ежели плесенью мохнатой подношение пошло – обидели Домового, расстроили. А я проверить решила, правда ли это? И по привычке своей «эксперимент заложила»: в первых числах сентября угостила своего Домового, со словами заветными, помидоркой спелой и конфеткой «Белочкой». Так до сих пор, в январе, конфетка раскрытая – шоколадная, как новая лежит, ни белого налёта на ней, ни плесени.  Ссохлась помидорка, но, как прежде, алая, яркая. Сморщилась она, всё меньше становится, а красоты не теряет. Смотрим мы на неё, и ещё пуще своего Домового угощаем да славим. А чего нельзя Домовому предлагать категорически – так это алкоголь! Знали предки – сделаешь такое – скоро вся семья спиваться начнёт – негоже такое русскому человеку, не здорово. Уважали предки наши Домового, и именовали его соответственно –хозяин. И знали, что ежели Домовой показался, зримым стал, тут внимательно надо – коль он мохнатый, да пушистый – то это к добру, а ежели худой, то и к худу. Скоренько думать надо, чего такого недоброго сотворили, откуда беды ждать-упреждать надо?
И любит Домовой прикидываться – то кошкой обернётся, чтобы в обоих мирах видеть. А то петухом, который всю нечисть отгоняет. Сразу Гоголя все вспомнили, как жуть нечистая исчезала с первым криком петуха. А иногда паучком Домовой оборачивается… Здесь опять смотреть надо – ежели кверху по паутинке пополз – добрую весть ожидать можно, а, ежели, вниз устремился, то, уж, как сложится. Вправо пополз – правдивая весть, влево – ложная, скорее всего. Порядок в доме, квартире, Домовому по душе приходится. Иногда у нерадивых хозяев вещи спрячет, не найдёшь! Тут надо припомнить – может, давно Домового не вспоминали, не славили? Может, угощение давно ему не подносили? Исправиться надо, к хозяину честно обратиться – и вещь найдётся сразу – прямо на виду окажется. Проверено. Открытием для многих из нас стало, что Домовой-то, оказывается, и женского пола может быть! Нет в доме мужа – мужчины, и, часто, всё не ладится. Так пока мужа себе достойного хозяюшка не нашла, надо Матушку-Домовицу-Домоводицу приветить, уважить! К ней надо обращаться, её уважать-славить!
И жизнь в доме изменится – и детки послушнее станут и помогать больше начнут, и мир и лад в доме наступят, и достаток придёт. И это, правда – проверьте сами, мамочки наши хорошие, милые, кто без мужа деток растит, пестует. И, зная, сколько сейчас по России семей без отцов, с доходом ничтожным, какой груз ныне лежит на плечах женских, я спросила у Домового, что конкретно надо говорить, чтобы в доме всегда был достаток, и пребывала и прибывала в нём Чистая Сила, а чтобы другой силы в доме не было?
Вот ответ Домового: всегда при входе прославлять свой дом и своего домового, а далее говорить заговор. Сосредоточиться, и произнести уверенно, твёрдо: «Уйди, сила тёмная, неимущая, приди, Сила Светлая, да Дающая!». И заходить в дом надо улыбаясь и радуясь. Если мы входим в дом с радостью, то тёмная сила из дома уходит, поскольку радости не выносит. А боле всего любит Домовой семью большую, да дружную. А как он определяет, что семья дружная?
Когда люди все вместе что-либо делают, или, когда вместе песни поют. Как дружно поёт «Сураварг» – здесь послушайте, посмотрите:http://www.suryanica.ru/mDisco.html, стоит оно того – могучее пение, здоровье дающее, силу. За этим мы на Можай ездим. Много всего было потом в этот прекрасный день – Сварожий круг один чего стоит, а я всё время думала тогда, и сейчас думаю – как удаётся людям сделать так, что каждый приезд к ним – праздник? Почему всегда светит солнце, почему всегда и всего хватает, хоть приезжают, порой, в два раза больше людей, чем собирались? Откуда в тебя вливается  сила, покой и радость? Где её истоки? И с каждым разом всё отчётливее понимаю я, какая мощь кроется в общине – общности людей, вместе проживающих, вместе дело делающих, вместе гостей принимающих – какой труд стоит за всей этой красотой. Труд людей, которых мы, может, никогда не увидим, потому, что не «персонажи» они. Но они – члены общины-общности. Низкий поклон вам, общинники дорогие, и благодарность! Так бы и всем нам жить, ведь мы, русские, тысячелетиями так  и жили, и общностью своей были сильны и мiру радовались!

                                                                           Здрава Надежда

                                                                                                             г. Москва

Источник

Tags: КаленДарь, Наследие ПравоСлавного Рода, Поверья пращуров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments