angelvalentina (angelvalentina) wrote,
angelvalentina
angelvalentina

Categories:

БАБЬИ КАШИ


Валентина – Ангел света – Артемчук написала
8 января 2013 года, в 13:59
КаленДарь наших ПраЩуров, Магическое время, Наследие ПравоСлавного Рода

БАБЬИ КАШИ


Этот святодень следовал за днем Рождества Коляды, который волхвы разрешали отмечать непосвященным людям с 25 декабря. "Бабьи каши" отмечались следом на протяжении трех дней с 26 декабря. К сожалению, ранее эти сведенья мне не попадались, поэтому о таких замечательных святоднях я расскажу сегодня в перенесенный христианством день – 8 января.

Рецепты некоторых каш

БАБЬИ КАШИ – это астрономическая дата, поэтому сей праздник отмечают сразу вслед за «Рождеством Хорса», т.е. – 26 декабря. В христианской традиции, где не соблюдается астрономическое естество, праздник отмечается по новому стилю – 8 января, т.е. после «Рождества Христова» и именуется как «Собор Пресвятой Богородицы»

Бабьи каши справляются три дня. В первый день чествуют повитух-родильниц, повивальных бабок, которые в весях и градах принимали ранее роды, во второй день – Рода Небесного и Родителей; в третий – Рожаниц - Богородицу Ладу и Богородицу Морену.

Ранее в этот день женщины, родившие детей в данном году, и повивальные бабки собирались на капищах (а позже и в церквях) и приносили дары Роду и Рожаницам. После принесения треб, роженицы приглашали повитух к себе в гости, одаривали деньгами и угощали специально приготовленной в этот день кашей. Это ритуальное угощение, изготавливаемое повсеместно у русских, и дало название празднику "бабьи каши". Этот обычай в 1590 г. был осуждён митрополитом киевским Михаилом и запрещён «аки языческое требище».

В отличие от обычной "бабкина каша" была «богатой», то есть скоромной: сытной и очень вкусной. По крайней мере, для нее не скупились на такие добавки, как молоко, сливки, масло, яйца. Готовую кашу украшали маком, ягодами, орехами, половинками яиц, запекали в ней курицу или петушка в зависимости от того, родилась в семье девочка или мальчик.

Выраженное уважительное отношение к повивальным бабкам, основывалось на народных представлениях о том, что между повитухами и детьми, которых они приняли, на всю жизнь устанавливались духовно-родственные отношения. С одной стороны, повивальная бабка несла ответственность за повитого ею ребенка, с другой, - занимала почетное место в ряду родственников этого ребенка в обрядах, относящихся к важнейшим событиям его жизни: во время крестин, свадьбы, проводов в армию (у мальчиков) и т.д.

Бабка повивальная — в деревне всем родня дальняя, ибо ни одни родины не обходились без повитухи. Но далеко не любой женщине доверялась сложная и ответственная задача принятия родов. Во-первых, она должна была быть немолодой, т.е. исчерпавшей детородный возраст. Повитьё даже и называлось «бабканьем». Во-вторых, повитухой могла быть только та, что сама рожала детей, и ни в коем случае к повивальному искусству не допускалась девственница. Она обязательно должна была быть «с руками», т.е. ловкой и знающей. При первых схватках роженицы растапливала баньку, чтобы облегчить её муки, окуривала берёзовой лучиной, травами полыни и бессмертника, читала добрые молитвы, поддерживала ласковыми словами.

Надо отметить также, что к родовспоможению привлекались женщины, не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного. По этой же причине запрещалось принимать помощь в родах от черноглазых бабок.

О богом данном даре повитухам - «родимице-родильнице пособлять» - в народе было сложено немало пословиц и поговорок. Говорили, например: «У каждой бабки свои ухватки», «Погоди, не роди, а за бабкой сходи», «Бабка придет, всякому делу подсобит», «Бог с милостью, а бабка с руками».

В ряде общин повитух не приглашали  к себе, а сами хаживали к бабкам "на каши". Приходили родители детей, которых они принимали во время родов. Отдельно приходили будущие мамы и молодые девушки и в этом случае мужчины на праздник не допускались. Бабкам приносили свежеиспеченные пироги, медовуху или домашнее пиво и наливки, сало или мясо на щи и муку для блинов. Такие подарки символизировали достаток и должны были призвать в дом повитухи богатство. Помимо продуктов повитухе дарили кусок холста или полотенце, чтобы «дорога» у принимаемых ею детей была легкой (роды легко прошли).

Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света». За столом все веселились, шутили, а разговоры почти всегда были исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводила ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей или предупредить низкорослость ребенка, например, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко».

По сложившейся традиции один из горшков с кашей разбивали «на счастье», а затем уже начинали потчевать каждого приходящего «на огонек», да, не абы как, а непременно «с закавыкой». Например, отца недавно родившегося младенца кормили кашей «с потехою», в которой был намешан хрен, перец, горчица или положено соли сверх всякой меры. Считалось, что таким образом он хоть в какой-то степени разделит со своей женой мучения, испытанные ею при родах. Молодую мать одаривали грецкими орехами, чтобы прибывало молоко. А ребятишек угощали кашами сладкими, рассчитывая на их благосклонность к новорожденному. Кроме того, каждому из них, чтобы был речист, боек и за словом в карман не лез, горстями выдавали сладкие орешки, и сушеный горох. Перекатывая это лакомство во рту, дети переставали картавить, шепелявить, а кроме того, избавлялись от порока, который в народе называли «кашей во рту».

А  еще  по  бабкиным   кашам  на судьбу гадали. Если во время приготовления вылезала она из горшка в сторону печи — рассчитывали на счастливый, благодатный год, в противном случае к неприятностям готовились. Которые, впрочем, можно было избежать, если «несчастливую» кашу вместе с горшком утопить в проруби.

В Болгарии сохранился интересный обычай на "Бабин-день": Рано утром к повитухе идут женщины, чьи дети в возрасте от 1 до 3 лет. Там во дворе, под фруктовым деревом проводится ритуал «умывания рук». Молодые женщины, которые захватили с собой из дому ведерко с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливают повивальной бабке на руки, а потом подают ей полотенце, которое та принимает в дар (ещё в дар повивальной бабке приносится одежда, полотно – всё это кладут ей на правое плечо). При этом ритуале старуха старается поднять как можно больше брызг с наговором, чтобы ребёнок женщины бегал и прыгал в крепком здоровье. Со своей стороны повитуха тоже дарит матерям детские носочки и рубашечки, а если с матерью пришёл и ребёночек, то она завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной и белой).

В этот день матери проводят особый домашний обряд - обсыпают своих детей зерном  - "на долгий век, на счастье, на благополучие". А в доме где имеется младенец, в этот день в полдень ребёнка поднимают выше своей головы и заговаривают его: "Свят, свят, свят, а нашему младенчику лад и клад. Еще тебе подрасти, алым маком расцвести. Как Солнце силу набирает - твоё здоровье прибывает! Слава Роду! Слава Ладе! Ты расти на радость маме!"

В самом разгаре колядочное рождественское время и в каждую дверь стучаться шумные ватаги ребятишек: «Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!». И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай — не ломай! Отломишь немножко — будет Ермошка. Отломишь горбушку — будет Андрюшка. А подашь середину — быть свадьбе!».

И так ребячий короб тяжелел. А затем всем ребячьим миром славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой поровну и сыти, и сладости.

Это было радостное время игр, да забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.

Согласно поверьям, с этого дня начинает беситься навья сила, ибо с рождением Хорса день побеждает ночь и сокращается время Тьмы. Поэтому крестьяне, желая оградить себя от происков нечистой силы, переодевались ранее в нелепые костюмы и с песнями и плясками гуляли по деревне, тем самым показывая злым духам, что их место уже занято.

С сегодняшнего дня начинают следить за погодой: погода 26 декабря определяет погоду на январь месяц, 27 – на февраль, 28 – на март и так далее.

Приметы дня: если этот день ясный, то будет хороший урожай проса. Каша в печи подрумянится — к снегу. Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи мороза. А вот беспрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели.

Сегодня нежелательно покупать веревки, чтобы никогда в роду вашем не было повешенных или удавленников, а также варить и есть кисель, чтобы не навлечь в дом покойника.

Зато в этот день советуется избавиться от разбитой посуды и обязательно наступить в том месте, где нет человеческих следов, а затем заговорить свой след, чтобы у вас никогда не болели ноги:  «Солнце-Хорс народился – весь мир умилился. Как на ноги встал – царство Ночи убрал. Я рядом встал (-а) – хворь от моих ног прогнал (-а). Слава Роду да Дажьбогу, что даруют нам подмогу!»

В этот день знающие люди заговаривают входную дверь от воров. Делают это так: кладут топор на порог острием к выходу, затем переступают через него и трижды читают особые заговорные слова: «Отруби, топорок, мой порог от вора утреннего, дневного и ночного. Ключ и замок – есть слово моё, Велес в подмогу – дом минует ворьё!»

ИСТОЧНИК

Бабьи каши, Бабий день, День повивальных бабок и рожениц, Празник Рода и рожаниц, День гусляра пророка Давида, Дарий – год дарит, Праздник собора пресвятой Богородицы.

На момент введения Юлианского календаря: 26 декабря
Дата по старому стилю: 26 декабря
Дата по новому стилю: 8 января
Астрономическая дата: день, следующий после Рождества нового Солнца, Зимнего солнцестояния


Праздник Бабьих каш имеет очень древние корни и восходит к почитанию богинь-матерей. В этот день почитали повивальных бабок. Женщины, имеющие детей, приносили подарки и угощения: домашнее пиво или наливку, пироги, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света». За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. Повитуха варила кашу для рожаниц из проса или гречихи. Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребенка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: её полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного). В этот день стригли первые волосы детям, а в память умерших ставили Роду и Рожаницам особую трапезу.

Бабка повивальная – в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала своё дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье – повиванье – утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив берёзовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертником, бабка радела о лёгких родинах.

Далеко не любой женщине доверялась сложная и ответственная задача принятия родов. Во-первых, она должна была быть немолодой, т.е. исчерпавшей детородный возраст. Повитьё даже и называлось «бабканьем». Во-вторых, повитухой могла быть только та, что сама рожала детей, и ни в коем случае к повивальному искусству не допускалась девственница. Она обязательно должна была быть «с руками», т.е. ловкой и знающей. При первых схватках роженицы растапливала баньку, чтобы облегчить её муки, окуривала берёзовой лучиной, травами полыни и бессмертника, читала добрые молитвы, поддерживала ласковыми словами.

Надо отметить также, что к родовспоможению привлекались женщины, не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного. По этой же причине запрещалось принимать помощь в родах от черноглазых бабок. Исстари существовало поверье, согласно которому между повитухами и принятыми ими младенцами устанавливались духовно-родственные отношения.

В Болгарии сохранился интересный обычай на Бабин-день: Рано утром к повитухе идут женщины, чьи дети в возрасте от 1 до 3 лет. Там во дворе, под фруктовым деревом проводится ритуал «умывания рук». Молодые женщины, которые захватили с собой из дому ведерко с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливают повивальной бабке на руки, а потом подают ей полотенце, которое та принимает в дар (ещё в дар повивальной бабке приносится одежда, полотно – всё это кладут ей на правое плечо). При этом ритуале старуха старается поднять как можно больше брызг с наговором, чтобы ребёнок женщины бегал и прыгал в крепком здоровье. Со своей стороны повитуха тоже дарит матерям детские носочки и рубашечки, а если с матерью пришёл и ребёночек, то она завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной и белой).

А ещё, не в столь далёкие времена, матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном – на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да ещё, чтобы всему семейству вдосталь». И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей. «Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочёну!» И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай – не ломай! Отломишь немножко – будет Ермошка. Отломишь горбушку – будет Андрюшка. А подашь середину – быть свадьбе!». И так, ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.

В этот день обращались за помощью к пророку Давиду – музыканту и укротителю гнева. Простолюдин, собираясь в дорогу, испрашивает у него защиты от лютых зверей, от разбойников, считая, что святой псалмопевец своим пением и игрою на гуслях может невидимо утишить этих врагов. Какой чудодейственной силой обладали гусли в руках истинного бояна, рассказали высоким языком эпической поэзии наши сказители, сделав гуслярами двух былинных героев – Добрыню и Садко.

Поговорки и приметы
  Коли день выдался ясным, то ожидался хороший урожай проса. Если поутру синички раскричались, то к вечеру грянет мороз, если разгалделись вороны и галки – быть снегопадам и метелям. Подрумянившаяся в печи каша была также знаком обильного снега.





8 января - Бабьи каши - В этот день принято чествовать повивальных бабок. Им приносили подарки и угощения, водку, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам.

Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник иконы пресвятой Богородицы.

Бабка повивальная - в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала свое дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье - повиванье - утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертником, бабка радела о легких родинах.

А еще, не в столь далекие времена, матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном - на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да еще, чтобы всему семейству вдосталь». И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей. «Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!» И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай - не ломай! Отломишь немножко - будет Ермошка. Отломишь горбушку - будет Андрюшка. А подашь середину - быть свадьбе!». И так, ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.

Наблюдали и за приметами. Если этот день ясный, то будет хороший урожай проса. Каша в печи подрумянится - к снегу. Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи мороза. А вот беспрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели.







8 января -  БАБКА СОЛОМОНИДА

На второй день после Рождества Христова в церквах торжественно служат «Собор Пресвятой Богородицы». В святцах этого дня упомянуты также святые Ефимий, Константин, Еварест... Но имени Соломониды нет. Однако в прежние времена в русских селах и деревнях, славя в этот день Божью Матерь, женщины поминали в молитвах бабушку Соломониду. Церковь эту бабку не признавала, а народ чтил.

Одна из героинь романа «На горах» П. И. Мельникова (Андрея Печерского) Дарья Сергеевна, оберегая племянницу Дуню от «дурного глаза» заговором, поминала: «Соломонида бабушка Христоправушка, Христа мыла-правила, нам окатышки оставила». «Окатышки» – вода, которой окачивали новорожденного младенца.

Что же это за «бабка Соломонида»? За какие заслуги русские крестьянки возносили ее вопреки церковному канону? В канонических Евангелиях о ней тоже нет ни слова. А в апокрифическом, не признанном церковью «Протоевангелии Иакова», или «Истории Иакова о рождении Марии», приводится рассказ Иосифа о том, как в пути, когда он с сыновьями от первого брака и юной беременной Марией бежал из Вифлеема, чтобы укрыться от объявленной государственной переписи населения, у нее случились предродовые схватки. Иосиф, оставив Марию с сыновьями в первой попавшейся пастушьей пещере, «пошел искать повивальную бабку»... «И увидел я женщину, спускающуюся с горы, которая сказала мне: человек, куда ты идешь? Я отвечал: ищу повивальную бабку». Далее в Протоевангелии говорится: «И бабка повивальная пошла вместе с ним. И встали они у пещеры, и облако сияющее появилось в пещере. И сказала бабка: душа моя возвеличена, глаза мои увидели чудо, ибо родилось спасение Израилю». Так безымянная бабка приняла на свои руки родившегося у Марии младенца Иисуса. По имени она названа лишь в «Синаксаре», сборнике древнееврейских преданий и поучений.

В день Соломониды роженицы и бабки-повитухи, во время богослужения в церкви, собирались перед иконой Божьей Матери, которая называется «Блаженное чрево». Отслужив молебен перед этой иконой, роженицы приглашали повивальных бабок «на кашу», которую специально заваривали с утра для угощения. В иных местах крестьянки в день Соломониды ходили к только что разрешившимся роженицам с пирогами и другими гостинцами.

В любой деревне повивальная бабка пользовалась большим уважением. Повивальной она называлась потому, что умела правильно «свить» новорожденного повивальником, чтобы не барахтался и не царапался и спал спокойно, и учила этому молодую мать. С этим превосходно справлялась повивальная бабка, ловко орудуя широким, в четверть поясом, с нашитыми на нем крестами. Буквально на глазах только что неистово шевелившаяся малютка превращалась в аккуратно и крепко «свитый кокон, сладко посасывающий «жеванку» – тряпицу с завязанным в нее кусочком ржаного хлеба. Бабки были мастерицами по части женских и материнских забот. Недаром говорили: «Бабка походит – всему делу пособит». А мастерство каждой отмечали: «У всякой бабки свои ухватки».

 О почитании бабок-повитух свидетельствовал и другой обычай – «рукомытие». На девятый день после родов бабка посещала принятого ею новорожденного, и они с матерью, перепеленав младенца, совершали совместное «размывание рук» – мыли руки в одной лохани или тазу, вытирали их одним, непременно новым полотенцем, которое бабка тут же получала в подарок.
ИСТОЧНИК

Tags: КаленДарь, Магическое время, Наследие ПравоСлавного Рода
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Безоплатнная диагностика в обмен на помощь

    Марго снова нужна помощь и в этот раз больше, чем прошлые годы. Творите добро: Марго нужна помощь Марго очень нужна помощь Марго нужна помощь У…

  • В поисках чуда у тети "волшебницы"

    Сегодня Даришка осталась у нас с ночевкой и днем бабушка предложила ребенку пойти ко мне в комнату и сделать волшебную водичку. У меня для этого…

  • Герань тети "волшебницы"

    Мама поехала в детский сад за внучкой и через 10 минут Даришка, на ходу разувшись, забежала ко мне в комнату с возгласом: ‒ Валюня, привет!…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments