angelvalentina (angelvalentina) wrote,
angelvalentina
angelvalentina

Categories:

Герои прошедшей эпохи – Григорий Журавлев


Валентина – Ангел света – Артемчук написала
17 декабря 2012 года, 02:39

Герои нашего времени
Герои прошедшей эпохи – Григорий Журавлев

Безрукий и безногий художник Григорий Журавлев создавал великие творения: зажав зубами кисть, писал Божественной чистоты святые образа и расписывал храм, взбираясь на строительные леса или люльку.

О нем до сих пор ходят много рассказов и вымыслов, а в биографии много пробелом. Поговаривают, что Григорий даже был женат на девушке, хорошо его знавшей, и стал отцом двух или трех детишек.



Светлана Копылова - КАЛЕКА


Встречаются люди, чьи судьбы с первых шагов выходят за грань пресловутого «здравого смысла». Предузнанным Свыше еще до рождения, им, Божьим избранникам, щедрой рукой отпущен великий дар Веры. Жизнь скатертью расстилается перед ними, не нужно ни пробовать, ни искать. А только идти, не сворачивая. И славить за этот путь Того, Кто его проложил.


В старинном селе Утевка Нефтегорского района Самарской области еще сохранились места, связанные с жизнью удивительного человека — Григория Николаевича Журавлева. Паломнику есть на что посмотреть: здесь каждый встречный покажет и сохранившийся пятистенный дом на Самарской улице, 10, где прошла жизнь художника, и крест за церковной оградой на месте, где он похоронен. А рядом, в храме, — словно бы сотканные им из нездешних лучей образа.


...Проводя учет памятников культуры Сербской Православной Церкви, югославский искусствовед-реставратор Здравко Кайманович в 1963 году в сербском селении Пурачиц, близ Тулузы, обнаружил икону, которую написал утевский художник Григорий Журавлев. «Икона средних размеров, — писал исследователь, — исполнена масляными красками на доске и изображает свв. равноапостольных первоучителей словенских Кирилла и Мефодия. Святые изображены стоя со свитками в руках. И представляет собой тщательную и тонкую работу, так что я в первый момент подумал, что это работа иконописца с академическим образованием. Но текст на иконе гласил следующее: «СИЮ ИКОНУ ПИСАЛ ЗУБАМИ КРЕСТЬЯНИН ГРИГОРИЙ ЖУРАВЛЕВ СЕЛА УТЕВКИ САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ БЕЗРУКИЙ И БЕЗНОГИЙ ГОДА 1885, 2 ИЮЛЯ».

Через комитет по охране памятников истории и культуры республики Босния и Герцеговина он обратился с запросом в СССР и вскоре получил ответ из Государственного архива, подтверждающий авторство нашего земляка. Так узнали в России о позабытом Божьем избраннике, на котором исполнились слова св. Евангелия: «Невозможное человекам возможно Богу» (Мф. 19,25).

Родился Григорий Николаевич Журавлев в 1858 году безруким и безногим. Но, несмотря на это, очень рано пристрастился к рисованию. Выползая на культях во двор, он брал в зубы прутик и чертил им на земле фигурки животных, а потом и людей. За этим занятием его однажды застал утевский земский учитель Троицкий и поразился тому, как точно Гриша изображает увиденное. Он первым заметил в мальчике необычайный талант и стал учить его грамоте. Почерк у Григория Журавлева был великолепный — ему даже поручали переписывать протоколы экзаменов, что считалось особым знаком отличия. Да и позднее он писал за все село прошения и письма.

Будущий иконописец много читал — у него в доме со временем скопилась самая крупная в селе библиотека. В 22 года он закончил Самарскую мужскую гимназию, возвратился в Утевку и, самостоятельно изучив черчение, анатомию человека и другие необходимые художнику дисциплины, стал писать на заказ иконы. «Сработанные» им образа расходились по крестьянским домам. Заказов было много: без его икон не обходились ни одна свадьба, ни один праздник. А в 1885 году в Утевке началось строительство большого Троицкого храма, и Григорий Журавлев несколько лет подвизался на росписи стен. Целые дни проводил он в церкви, на специально созданных для него «подмостках». Работал без устали и прославил своими фресками утевский храм на всю губернию. Вскоре слух о необычном мастере дошел и до Царствующего Дома. Император Николай Александрович пригласил его во дворец и заказал ему групповой портрет Царской Семьи. Как рассказывают, Государь остался доволен работой безрукого и безногого мастера. Через год Г.Н. Журавлев отбыл на родину с назначенной Царем пожизненной пенсией в размере 25 рублей золотом ежемесячно. А самарскому губернатору было приказано выдать иконописцу «иноходца с зимним и летним выездом», на котором впоследствии земляки возили калеку-художника на рыбалку.

Авторитет утевского иконописца настолько возрос, что к нему начали обращаться с заказами даже из Самары. Так, в изданной в Самаре в 1894 году книге «Во имя Христа Спасителя», рассказывающей об истории строительства самого крупного в Поволжье Самарского кафедрального собора, написано: «Иконы в иконостасе написаны на цинке в мастерской Сидорского, в Петербурге, а одна, именно икона Св. Алексия Митрополита Московского, написана по поручению в то время бывшего самарского губернатора А. Свербеева (ныне сенатор) крестьянином села Утевки, Бузулукского уезда, Григорием Журавлевым, лишенным от рождения рук и ног, пишущим иконы держа кисть в зубах».

Жизнь Григория Николаевича Журавлева оборвала скоротечная чахотка в 1916 году. По благословению епископа Самарского Михаила, Г.Н. Журавлев был похоронен возле расписанной им утевской Троицкой церкви.

«Нет пророка в своем отечестве» — сколько уж раз убеждались все мы в истинности этих евангельских слов! Как-то не повелось на Руси беречь и ценить таланты. Может быть, оттого, что уж очень щедра на них наша земля? Вот и имя замечательного иконописца Г.Н. Журавлева долгие годы было под спудом. Мало что знали о нем даже в его родной Утевке. Нет до сих пор на его чудом сохранившемся доме мемориальной таблички даже, не то что музея... И только в последние годы, когда верующие возродили закрытую в 1934 году Троицкую церковь, вспомнили в селе и об утевском подвижнике. Недавно был водружен крест на его могиле. В церковь несут отовсюду сельчане старинные образа, многие из которых писаны кистью этого замечательного мастера. В церкви уже сейчас собрана довольно большая коллекция его работ. В храме проведена реставрация, заново побелены и расписаны стены. Но в тех местах, где это было возможно, бережно сохранены фрески Г.Н. Журавлева. Многое сделали для сохранения и пропаганды наследия Г.Н. Журавлева краевед А.С. Малиновский и настоятель утевской Троицкой церкви отец Анатолий Копач. В Самарском краеведческом музее хранятся фотографии в полный рост Г.Н. Журавлева вместе с его братом Афанасием, а также две богородичные иконы, одна из которых, «Млекопитательница», имеет несомненную художественную ценность. На обороте ее написано, что сработана она Г.Н. Журавлевым зубами в 1910 году.

Одна из икон утевского мастера уже много лет висит наряду с известными всему миру иконами в Церковно-Архелогическом Кабинете Московской Духовной Академии, что в Троице-Сергиевой лавре. А в Самарской Петропавловской церкви на иконостасе во всем своем великолепии предстала перед потомками икона св. благоверного князя Александра Невского, писанная замечательной кистью Григория Николаевича Журавлева.

ИСТОЧНИК


Безрукий художник Григорий Журавлев создавал на самарской земле свои великие творения: зажав зубами кисть, писал Божественной чистоты и красоты святые образа.

Иконописец Григорий Николаевич Журавлев...
Его имя сейчас хорошо известно в Самарской области, в России и даже за границей. Мастер от рождения не имел ни рук, ни ног, но при этом создавал великие творения, зажав зубами кисть, писал Божественной чистоты и красоты святые образа. И первым рассказал о Григории Журавлеве Александр Станиславович Малиновский, профессор, доктор технических наук, член Союза писателей России, обладатель российской Литературной премии в номинации «Русская повесть» и первой премии - в номинации «Лучшая детская книга России» в 2004 году. Родом он, как и сам художник, из села Утевка ныне Нефтегорского района Самарской области и уже более тридцати пяти лет занимается исследованием жизни и трудов иконописца-самородка. Недавно вышла в свет документальная повесть А.С. Малиновского «Радостная встреча», в которой автор на основе архивных материалов, бесед с односельчанами, лично установленных новых фактов рассказывает о судьбе Григория Журавлева. Написанные им иконы ценили в народе, потому что от них исходили особые благодать и чистота, их считали нерукотворными: без помощи Господней не может так сработать человек без рук и без ног, держа кисточку в зубах. Это уже четвертое, значительно дополненное издание книги - итог кропотливой работы автора.
В 2008 году исполняется 150 лет со дня рождения художника, он появился на свет Божий в 1858 году, а вот день и месяц пока не установлены. Умер он 15 февраля (по новому стилю) 1916 года. Школьный учитель села Утевка краевед Кузьма Емельянович Данилов записал в 1961 году воспоминания своего односельчанина Спиридона Васильевича Трайкина, из которых выяснилось, что мать художника носила до замужества фамилию Трайкина, а вот имя ее пока не установлено, как неизвестно или утеряно многое другое, связанное с Григорием Журавлевым. О том, что же нового удалось узнать за последнее время, рассказывает сегодня сам автор книги - Александр Малиновский.

«...А на нас смотрят лики святых»

- Александр Станиславович, что побудило вас заняться исследованием судьбы Григория Журавлева?

- Вот представьте, мне тринадцать-четырнадцать лет, сидим мы на завалинке с дедом (а я же родом из Утевки!), он мне рассказывает о Грише Журавлеве, как он, не имея рук, рисовал, как ездил на тарантасе, как хлестко умел щелкать кнутовищем. И как же пацану не начать интересоваться таким необычным человеком? Гоняем мы с ребятами голубей в церкви, а на нас лики святых смотрят... Приходим домой, спрашиваем: что это такое? Взрослые нам объясняют - это Журавлев зубами нарисовал. Поступил я в институт и уже позднее стал понимать, насколько серьезно все то, что я с детства слышал о храме и о «местной достопримечательности» - Григории Журавлеве. На все мои попытки собирательства каких-то сведений о художнике тогда, в шестидесятые годы, в период воинствующего атеизма, смотрели с подозрительностью. А меня будоражило то, как человек без рук мог рисовать зубами. Как он всю жизнь мог положить на то, чтобы писать иконы? Так постепенно набирался материал для книги, хотя планов писать у меня поначалу и не было.
В конце восьмидесятых, когда народ в стране стал требовать открытия церквей, в Утевке с повеления властей... сорвали с храма изумительной красоты крест для того лишь, чтобы закрыть этот вопрос окончательно! И когда я в очередной свой приезд в село увидел церковь без креста - какое же тяжелое это было зрелище! Именно в тот момент я закрылся дома и сел писать повесть. Написал ее быстро, потому что все материалы были под рукой и мне хотелось запечатлеть на бумаге, сохранить хотя бы то, что есть. Эта книга родилась вначале от внутреннего удивления такому чуду, каким был Григорий Журавлев, а затем - от внутреннего сопротивления тому потоку богоборчества, который разразился в конце восьмидесятых годов, когда была объявлена полная свобода всему, в том числе и греху!

- Была ли в действительности встреча Григория Журавлева с Царем-Мучеником Николаем?

- В народе ходит предание о том, что такая встреча была, что Григорий Николаевич ездил в столицу, писал портрет Царской Семьи. Некоторые эти сведения подают как безспорный факт. Однако документально он нигде не подтвержден. Единственное, что имеется на сегодняшний день, - это на полстранички запись краеведа К.Е. Данилова, который беседовал с местными старожилами, о том, что Царь приглашал Журавлева в столицу. Возможно, что так все и было и Журавлев побывал у Императора, потому что впоследствии художнику была назначена пенсия в размере двадцати пяти рублей в месяц. А предшествовало этим событиям, по всей видимости, письмо Григория Николаевича самарскому губернатору Александру Дмитриевичу Свербееву, человеку просвещенному, глубоко верующему, из старинного московского дворянского рода, который в течение десяти лет вел личные дневники. Так вот, работая в Российском государственном архиве литературы и искусства, я насчитал двадцать три дневника губернатора, с 1877 по 1916 годы. И среди них обнаружил четыре письма художника Журавлева, три из которых предназначались губернатору, а четвертое - будущему Императору и Царственному Страстотерпцу Николаю II.

Вот содержание письма, адресованного Цесаревичу Николаю Александровичу:
«Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Цесаревичу.
Ваше Императорское Высочество, покорнейше и усердно прошу Ваше Императорское Высочество, что я, крестьянин Самарской губернии Бузулукского уезда с. Утевка Григорий Журавлев, от всего моего сердца желаю поднести Вашему Императорскому Высочеству икону - Святителя и Чудотворца Николая, которую я написал ртом, а не руками по той причине, что от своей природы не имею силы и движения в руках и ногах своих.
Ваше Императорское Высочество, покорно прошу Вашего Высочайшего имени принять сию икону, которую я подношу к Вашему Императорскому Высочеству от всей моей души и любви.
Ваше Императорское Высочество!
Покорнейше прошу Вас допустить препровождаемую сию икону до Вашего Высочайшего имени потому, что я не имею у себя рук и ног.
И написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на Свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю свое мастерство по повелению Божию».

Вот это и есть документально подтвержденные сведения о том, что Царь Николай знал об уникальном иконописце из самарской Утевки. Из писем губернатору Свербееву стало известно, что Григорию в его трудах помогал его отец.

Художник пишет: «Прошу Ваше Превосходительство приказать господину Наумову выдать деньги, которые мне обещался выдать господин Наумов, за иконы Спасителя... и передать моему родителю, которому я вручил свою доверенность».
Больше половины выполненных Григорием икон были на золоте и многие - собственноручно подписаны им на тыльной стороне так: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев села Утевка Самарской губернии, безрукий и безногий. Года 1885, 2 июля».
«Утевская Мадонна»


- Какие подробности биографии Журавлева вам удалось выяснить за время работы над книгой?

- Я успел расспросить трех односельчан, которые видели Журавлева живым. Вскоре после издания книги в Утевке начал восстанавливаться храм во имя Святой Троицы. Горячо, всей душой болеет за это дело протоиерей Анатолий Копач, настоятель прихода. Вместе нам удалось определить место захоронения Григория Журавлева, оно в ограде утевского храма. Место указала жительница села Мария Емельяновна Пестименина - внучка попечителя этого храма Иона Тимофеевича Богомолова. На месте упокоения иконописца по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия мы установили Православный крест - так обозначилась его могила.
По моей просьбе знакомый художник выполнил красками с фотографии Григория Журавлева его портрет. Это сделано для того, чтобы люди могли видеть лицо, глаза безрукого художника, ведь сохранившиеся старые фотографии очень невысокого качества. Копии портрета имеются в нефтегорском музее, в музее села Утевка, я передал их также отцу Анатолию и в Самарский Епархиальный музей.

- У вас в книге приводится фотография «Утевской Мадонны» - утерянной иконы, написанной Журавлевым. А где хранится подлинник иконы?

- Эту икону я впервые сфотографировал в начале шестидесятых годов у Александры Михайловны Подусовой, владелицы иконы, в доме 18 по улице Уральской (сейчас, возможно, улица переименована). А.М. Подусова рассказывала, что художника Журавлева специально привезли к ним в дом, когда он принимал на заказ икону. Его внесли и посадили за стол. Ребятню отправили на улицу, но она видела, как взрослые сидели за столом, разговаривали. Ей было тогда лет шесть, то есть это происходило в самом начале прошлого века. Вот пока и вся история «Мадонны». Я думаю, будет продолжение. А фотография «Утевской Мадонны» в книге - не моя. Свой негатив пленки шестидесятых годов я не нашел. И тогда мне вспомнилось, что примерно в то же самое время, что и я, подобные снимки делал друг моего брата, Владимир Игольников. Я вышел на него, мы отыскали и размножили те его давние снимки. На фотографии в книге видно, что на иконе нет кустика вербы, какой имеется на множестве снимков этого образа. Сама икона «Утевская Богородица» находится в Самаре, в частных руках.
- Как же Григорию Журавлеву удавалось так много работать, ведь он физически был очень немощен?

- Да, у него ведь только зачатки конечностей были, руки и ноги так и не выросли. В Утевке жила семья Тимантаевых. Так вот, совершенно случайно я нашел записанные на бумаге свидетельства одного из членов семьи о том, что когда ему было одиннадцать лет, он лично видел Григория Журавлева. У художника вместо ног чуть-чуть пониже колен были обрубки, и он все же мог ходить на коленях. Он привязывал ремнями к коленям кожаные ходульки и передвигался. Об этом же писала и газета «Самарские ведомости» в 1880 году: атрофированы были от кисти до плеча руки и от ступни до колена - ноги, но все же на коленях он ходить мог. То есть его либо носили, либо он потихоньку перемещался сам. И то, о чем некоторые пишут сегодня, например, что Григорий ложился на траву и перекатывался - не до конца достоверно. Никто из утевских старожилов ни разу не рассказывал мне о том, что он катался как обрубок.

Он был простым и веселым

- Известно ли что-то о подготовке к канонизации Григория Журавлева?

- Для канонизации нужны чудеса по молитвам к подвижнику. Или чудеса от икон Журавлева. Таких фактов я знаю не много. Есть один случай, который нельзя однозначно трактовать как чудо, но он имел место. Поведал мне о нем один художник, который вначале написал мне письмо, а затем мы с ним встретились. Этот человек рассказал, что у него сильно болела жена, то ли после инсульта, то ли после инфаркта она лежала, не могла вставать и ходить. И после прочтения книги о Григории Журавлеве ее настолько восхитила эта личность, что она поднялась и стала ходить. Было это давно, вскоре после издания моей первой книги. А спохватился я об этом лет пять назад, когда зашла речь о канонизации Журавлева. Но ни адреса того художника, ни места его работы у меня нет, знаю только фамилию.

- Каков был по характеру Григорий Журавлев? Каким он остался в памяти земляков?

- Рассказов о нем я слышал немало. Ведь как было? Ходишь-ходишь по селу, расспрашиваешь - и ничего нового! И вдруг встречаешь человека - просто кладезь! Все знает! Например, дед Корнев. Захожу в сени, слышу разговор в доме. Здороваюсь. Сидят два крепких деда, одному девяносто, другому - около того. Один из них - дед Корнев - жил около церкви, он рассказывает: Григорий был веселый человек, очень доступный, умел ядрено, по-крестьянски пошутить. Очень энергичный был, любил рыбалку, задорно пел частушки. Об этом говорили многие люди, которые знали его лично.
И еще вот что мне запомнилось. Когда Гриша родился, мать из-за уродства мальчика хотела его утопить и сама утопиться. Дед Гриши остановил ее, сказав, что сам будет смотреть за мальчиком. Петр Васильевича Трегубов, двоюродный брат Журавлева, подтвердил эти слова.

Наследие Журавлева

- Известность к Журавлеву пришла из-за границы, где-то в году восемьдесят пятом в Боснии нашли его иконы. Почему так получилось, что там вспомнили о нем, а мы забыли?

- Письмом югославского искусствоведа Здравко Каймаковича я начал свою первую книгу; это своего рода литературный прием, потому что более серьезных фактов на тот момент у меня просто не было. Чтобы у читателя родилось доверие к книге и к автору, я начал повествование с факта, который легко подтверждается: на руках у меня имелось это самое письмо. А затем уже все журналы стали писать о том, что все началось с Югославии... Да нет же! Там как раз ничего и не знали: обнаружили икону и прислали письмо в Россию; при этом долгое время считали, что икона - подделка. А вот эти деды здесь, в Утевке жили, они знали Журавлева лично и многое о нем рассказали!

- Много ли работ Журавлева находится сегодня в частных руках?

- Журавлев, как правило, подписывал свои работы. Нередко люди подводят меня к своим домашним иконам, говорят, это журавлевские, а его подписи на них нет. К таким образам я отношусь с сомнением: не уверен, что они выполнены Журавлевым. Но бывают и удачные находки. Года два назад я обнаружил у одной пожилой женщины в поселке Кряж (на окраине Самары) карандашный портрет молодого человека работы Григория Журавлева и выкупил его. Сейчас этот портрет хранится в утевском музее. По словам бывшей владелицы портрета, на нем изображен Иван Соловьев, прибывший в поселок Кряж вместе со своей супругой Феодосией Алексеевной из села Кинель-Черкассы. Мне известно, что Григорием Журавлевым были написаны еще два портрета. Но найти их пока не удалось.

- Где хранятся другие иконы Журавлева?

- Четыре иконы находятся в Самарском церковно-историческом Епархиальном музее. Это иконы Божией Матери «Млекопитательница», Смоленская, святые Кирилл и Мефодий, Жены-Мироносицы. Последняя икона без подписи Журавлева, поэтому я не могу утверждать, что это его работа, но она приписывается ему. Есть также эскиз головы ребенка письма Журавлева. Икона «Святой Лев - Папа Римский» находится в церковно-археологическом кабинете Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Известная многим икона Спасителя хранится в утевском Свято-Троицком храме. Там же иконы «Иисус Христос с Предстоящими», «Усекновение главы Иоанна Предтечи», «Взыскание погибших», «Скоропослушница» и другие.

- Александр Станиславович, исследуя судьбу Григория Журавлева, что духовно полезного вы взяли для себя? И как вам удавалось совмещать творчество и работу крупного руководителя?

- Ни одна из моих книг не писалась так легко, как первая. Я понял, что повесть о Григории Журавлеве явилась своеобразным камертоном всего моего мироощущения в литературе. Лгать читателю, излагать неправильные факты я считаю недопустимым, да и не могу. В храм хожу, хотя и не такой уж я воцерковленный человек. Читаю святоотеческую литературу и стараюсь тот духовный пробел, который принесла нам ушедшая безбожная эпоха, восполнить, в том числе и молитвами перед святыми образами, написанными моим замечательным земляком.
Тридцать семь лет я проработал на нефтехимическом производстве, из них семнадцать лет был генеральным директором трех крупных заводов. Параллельно около двадцати лет работал в науке, защитил докторскую диссертацию. Все это время понемногу писал и всегда думал, что вот выйду на пенсию - стану писать. Но не выдержал и начал намного раньше. Еще будучи генеральным директором, напечатал сборник стихов. После этого подошел ко мне один мастер на заводе и сказал: «Александр Станиславович, знаю, что вы человек не робкого десятка, но такой отчаянности от вас не ожидал».


На снимках: Григорий Журавлев; икона Божией Матери «Млекопитательница» кисти Григория Журавлева; икона святых равноапостольных Кирилла и Мефодия - считается, что и она написана Журавлевым.
ИСТОЧНИК
Tags: Герои нашего времени, Творческие натуры, Художники
Subscribe

  • Творите добро: Марго нужна помощь

    Маргарите Богорад, о которой я не раз писала, нужна помощь. Герои нашего времени – Маргарита Богорад Марго нужна помощь Марго очень нужна…

  • Ангел для душ (рассказ)

    На днях мне прислала этот рассказ женщина, которая обращалась ко мне полгода назад. Я рада, что мой труд помогает восстанавливать родовые потоки,…

  • "Давайте творить добро" (песня)

    длительность 4:00 мин.сек. ДАВАЙТЕ ТВОРИТЬ ДОБРО! Нынче, правда, у нас не в цене, С чем смириться бывает непросто… Ищем истину жизни в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments