angelvalentina (angelvalentina) wrote,
angelvalentina
angelvalentina

Categories:

Осенние Деды (Навья Седмица) – с 21 по 27 октября (листопада, жёлтня)


Валентина – Ангел света – Артемчук написала
21 октября 2012 года, 23:40
КаленДарь наших ПраЩуров, Наследие ПравоСлавного Рода

Осенние Деды (Навья Седмица) – с 21 по 27 октября (листопада, жёлтня)


С 21 по 27 октября (листопада, жёлтня) отмечаются Осенние Деды (Навья Седмица) – череда святодней, предшествующих Осеннему Макошью, седмица (неделя) поминовения Предков, проведения тризн и иных поминальных обрядов. Проводы душ Предков в Ирий (до будущей весны), которые крепя собой Род Небесный становятся Духами – Охранителями РОДа Земного.

Источник

(НАВЬЯ СЕДМИЦА) — череда Святодней, предшествующих Осеннему Макошью (см. далее), седмица поминовения Предков (с 21 по 27 листопада/октября), проведения тризн и иных поминальных обрядов. Проводы душ Предков в Ирий — до будущей весны. В пору двоеверия на Руси субботу перед Дмитрием Солунским (26 листопада/октября) называли Дмитриевскими Дедами и посвящали поминовению умерших родителей. Согласно легендам, в этот день Дмитрий Донской положил справлять тризны по воинам, павшим на Куликовом поле. Кузьминскими Дедами называли поминальную субботу перед днём Святых Космы и Дамиана (1 груденя/ноября), а Михайловскими Дедами называлась суббота перед днём Михаила Архангела (8 груденя/ноября)

Источник

Навья Седмица Это Славянский праздник Осенние Деды.- седмица (неделя) поминовения Предков - с 21 по 27 октября (листопада, жёлтня), проведения тризн и иных поминальных обрядов.
 Проводы душ Предков в Ирий (до будущей весны) которые крепя собой Род Небесный становятся Духами - Охранителями РОДа земного. В их честь подаётся поминальная еда, которая должна быть горячей, чтобы духи могли вдыхать поднимающийся от пищи пар. Кроме того, на столе кладут больше ложек и ставят больше стаканов - для Предков (этот обычай сохранился и до сегодняшних дней). Каждого умершего предка называют по имени.

На Руси Почитание мёртвых, включая подготовка и проведённый обряд делались, чтобы потешить души предков. Люди просили у Дедов поддержки в трудные времена. Деды и сами приходили и приходят на помощь в нужное время.
 В некоторых местах считалось, что первый глоток чистой родниковой воды в память о предках - дань уважения почившим.
Раньше в эти дни прекращались все домашние, хозяйственные работы, кроме кормления домашних животных и приготовления пищи.


На праздник готовились поминальные блюда – кутья, сыта , канун и блины.
Кутья – традиционное обрядовое блюдо на поминках – варили из цельных зерён пшеницы, гречки, её считали символом бессмертия и вечной жизни. Правда в современном варианте, кутью изготавливают из риса и изюма.
Канун – обрядовая еда, с которой начинали поминки. Для приготовления кутья в воду с разведённым медом (сыту) крошили специально испечённый пресный хлеб, баранки, пирог. Могли добавить тёртый мак. Первую ложку кануна отливали на стол для покойника (и Дедов). Затем участники поминального стола черпали по одной или три ложки из общей миски, передавая её по очереди один одному, после чего миску убирали, тушили поминальную свечку и продолжали поминки. Так же на стол выставлялись любимые яства Дедов. За поминальным столом нельзя ставить ноги на перекладины в столе, потому что в это время там, подобно птицам на ветви, отдыхают души умерших родичей и свояков, и неосторожным движением ног можно их обидеть – в результате этого ноги начнут преть, трескаться, судорожно сгибаться.
Несоблюдение обычая поминать и оставлять пищу для Дедов, считавшихся опекунами рода, могло вызвать их недовольство навлечь и всяческие беды, так как считалось, что покойники будут мстить своим родным, наказывая их болезнями, засухой, мором и другими несчастьями, если те должным образом не справили праздник Дедов и не оставили для душ поминального ужина.


К празднованию Осенних Дедов активно готовились. Мужчины наводили порядок во дворе, женщины в домах. Всё старательно чистили, мылись, прибирали рабочий инструмент, украшали угол предков. Делали это с той целью, чтобы душам, которые приходили на ужин, было чисто и ничто не мешало и чтобы показать предкам, сколь хорошо поддерживается порядок в хозяйстве, которое перешло к ним по наследству. Чистота во всех её проявлениях способствует приходу дедов. Перед ужином мылись в бане и, когда все помоются, ставили на полок для дедов ведро чистой воды и чистый веник.
Для торжественной встречи Дедов на родной земле необходимо было предложить душам предков вкусную еду и питьё.
Блюда на Осенние Деды: канун, поливка, молоко, клецки, яичница, каша. Все блюда едят с блинами вместо хлеба. За столом необходимо обязательно пробовать все блюда.
Осенние Деды празднуются дома и проходят без слёз. Это семейный праздник, и от всех членов семьи требовалось обязательное присутствие в этот день в родном доме. Те, кто находился в отъезде, спешили домой. В этот день поминают всех членов рода, которых уже нет на Этом Свете.


Начинали праздник чаще всего тогда, когда подходило время зажигать огонь. Одевались по-праздничному, застилали стол белой скатертью. Перед тем как сесть за стол, в доме открывали все двери, чтобы души умерших могли войти в дом.
Поминальный стол начинали обычно с кутьи или кануна, которые брали по три раза с общей миски. Прежде чем опробовать каждое обрядовое блюдо, ложку его откладывали в отдельную посудину и ставили на подоконник – для душ умерших. Отдельную тарелку и чарку ставили для покойника, чтобы душа его, угостившись, в будущем способствовала оставшимся жить на земле и в хозяйстве, и в жизни вообще. Никто не станет есть прежде, чем не отложит или не отольёт в дедовскую посудину ложку еды, которую после ужина ставят возле окна или оставляют на столе. В самом начале отливали в отдельную чарку водку.
Посадив гостей за поминальный стол, хозяин брал в одну руку свечку, завёрнутую в блин, а в другую – буханку хлеба и обносил три раза вокруг стола, вспоминая имена умерших родственников.
Восклицания-приглашения Дедов имели разные оттенки. «Праведные родители! Идите к нам ужинать. Идите сами, и ведите с собой малых детушек, и тех, кому не к кому идти!»

Или: «Святые деды, зовём вас: идите к нам! Есть здесь всё, что бог дал, чем хата богата. Просим вас: летите к нам!»
Если на свет залетал мотылёк, в нём все видели божьего посланца. Скрип калитки, звон стекла в рамах, резкий шум последних листьев на дереве за окном воспринимались как знаки невидимого присутствия предков.
После окончания ужина все расходились, пожелав неземным гостям: «Святые деды! Ели и пили, идите к себе».
 Поминальный стол, как правило, не убирали, оставляя еду, ножи, ложки, чтобы души предков, которые придут ночью, могли воспользоваться приглашением. Часть еды выносили домашнему скоту, часть – птицам, оставляли на крыше своего дома или несли на реки и озёра или пруды и выливали для подкрепления тех душ, которые расстались с телом через воду.

Источник

Tags: КаленДарь, Наследие ПравоСлавного Рода
Subscribe

  • Будь русским (стихи)

    Валентина – Ангел света – Артемчук написала 17 марта 2014 года, в 15:52 Стихи, мои мысли Будь русским (стихи) Мы…

  • Будь русским (стихи)

    Валентина – Ангел света – Артемчук написала 17 марта 2014 года, в 15:52 Стихи, мои мысли Будь русским (стихи) Мы…

  • Будь русским (стихи)

    Валентина – Ангел света – Артемчук написала 17 марта 2014 года, в 15:52 Стихи, мои мысли Будь русским (стихи) Мы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments