angelvalentina (angelvalentina) wrote,
angelvalentina
angelvalentina

Categories:

Проводы лешего – 4 листопада (октября)


Валентина – Ангел света – Артемчук написала
4 октября 2012 года, 06:57

КаленДарь наших ПраЩуров
, Наследие ПравоСлавного Рода

Проводы лешего – 4 листопада (октября)


Добрых снов, дедушка Леший !



4 октября Прощание с Лесным Хозяином до будущей весны и благодарность за все его дары, собранные в лесу за лето. Леший - олицетворенная душа леса. Когда приходит зима, Леший и подвластный ему лес засыпают. Впрочем, верования в то, что лешие спят всю зиму до весны - было распространено на Руси не повсеместно.


Прощание с Лесным Хозяином до будущей весны и благодарение за все его дары, собранные в лесу за лето. В пору двоеверия на Руси 4 листопада/октябряотмечали Иерофеев (Ерофеев) день. По поверьям, с этого дня перестают бродить по лесам последние Лешие (те, что не ушли под землю на Змейник Осенний). Чуя, что выходит их срок, Лешие порой ломают в лесу деревья, на полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам. Весь этот день по лесам воют ветры и слышатся стоны Леших. С первыми петухами Лешие проваливаются сквозь землю, чтобы вновь вернуться лишь будущей весной.


[1] Леший — олицетворённая душа леса. Когда приходит зима, Леший и подвластный ему лес засыпают. Впрочем, верование в то, что Лешие спят всю зиму до весны — было распространено на Руси не повсеместно.

ИСТОЧНИК


Лешегон, Ерофеев день, Ерофеич, Ерофей Офеня.
На Ерофея Леший сквозь землю проваливается


На момент введения Юлианского календаря: 4 октября
Дата по календарю XVI века: 4 октября
Дата по старому стилю: 4 октября
Дата по новому стилю: 17 октября

Наши поселяне думают, что с сего дня перестают бродить по лесу Лешие. Прощается лесной хозяин со своим зелёным, успевшим уронить наземь почти всю листву, владением.

На Ерофея Леший сквозь землю проваливается. Расстаётся лесной хозяин со своим царством, – с досады злой подымает ветры, ломает деревья встречные и разносит их пожелтевшие листья. Зверьё лесное прячется от него по норам-логовам; ни одна птица не вылетает навстречу. Ни один памятующий старинные предания мужик не поедет на Ерофеев день в лес, хотя бы в этом была крайняя нужда. Впрочем, Лешие не все исчезают на зиму; в некоторых местностях считают, что они становятся демонами зимних вьюг. Стремительные вихри-бури, по мнению крестьян, есть дело Лешего. Так поломанные бурею в лесах деревья обыкновенно причисляются к его проказам. По народному поверью, Леший никогда не ходит просто, а спереди и сзади его всегда сопровождает сильный ветер, и по направлению ветра можно заключать, куда именно держит он путь. Никто не видал, чтобы он оставил где-нибудь след своих ног, хотя бы прошел по песку или снегу: это потому, что он вихрем заметает свой след, как поступают и ведьмы.

Последний раз Лешему несут гостинец. На пень кладут хлеба ломоть, соли щепоть, сказывая при этом:

Хожу по лесам, по кустам, по мхам,
по лынодёрам, по гнилицам,
по черницам, по малинам.
Када ль ни хожу
нигде не блужу.
Солнце по солнцу,
луна по луне,
при частых звёздах,
при вечерних зорях,
хожу не блужу,
а тебе, Лесной хозяин,
покорность отдаю.
От меня, раба (имя рек) отшатнись,
в берёзу обернись!
Аминь


С Ерофея холода сильнее, зима шубу надевает, зверьё по норам прячется.

Поверье о Лешем
У Сахарова, в его «Народном дневнике», записан любопытный сказ о том, как один «удалой мужик» подсматривал за проказами лешего в этот роковой день. Жил когда-то в деревне мужик, не в нашей, а там, в чужой, собой не мудрый, но зато такой проворный, что всегда и везде поспел первый. Поведут ли хороводы, он – первый впереди; хоронят ли кого – он и гроб примеряет, и на гору стащит; просватают ли кого, он поселится от рукобитья до самой свадьбы – и поёт, и пляшет, обновы закупает и баб наряжает. Отродясь своей избы не ставил, городьбы не городил, а живал в чужой избе, как у себя во двope. Хлебал молоко от чужих коров, едал хлеб изо всех печей, выезжал на базар на барских конях, накупал гостинцев для всех деревень. В деньгах счету не знал, – у кого нет избы, он даст денег на избу, у кого нет лошадки, он даст денег на пару коней. Одного только не знали православные: откуда к нему деньги валятся... Разное толковали об этом: одни заверяли, что нашёл удалой мужик клад, другие – что продал душу нечистому, третьи ещё невесть что плели. Была у этого мужика – «ума палата». Всё-то он знал-ведал, не знал одного: как леший сквозь землю проваливается. Задумал он подглядеть за лесным хозяином, задумал да и был таков. Пошёл удалой мужик в лес, повстречал лешего, – поклонился ему, начал спрашивать его о том, о другом. «А есть ли у тебя, – говорит, – изба-хата да жена-баба?» – Повел леший удалого к своей хате. Шли, шли и пришли прямо к озеру. Усмехнулся мужик: «Не красна же, – говорит, – твоя изба». А леший – об землю, земля-то и расступилась...

С тех пор удалой стал дурак дураком: ни слова сказать, ни умом пригадать.

Поговорки и приметы
На Ерофея лешие пропадают: они ломают деревья, гоняют зверей и проваливаются. Крестьяне в лес не ходят. Леший бесится. Как ни ярись, мужик Ерофей, а с Ерофея и зима шубу надевает. На Ерофеев день один ерофеич (зелено-вино, травник) кровь греет. Ерофеич – часом дружок, а часом – вражок. Был бы лес, будет и леший. На Ерофея не ходи в леса, там леший шутит. Домовой лешему ворог. Говорила Тома: «Не бегай из дома, нынче лешак за нос водит».
_________________
*) В месяцесловах приводится только христианское название, связанное со святым Ерофеем. «Проводы Лешего» – условное название. Раньше наверняка этот день имел название. Может именно такое?


Источники

Давайте достойно проводим лешего на зимние каникулы!

В мифологии древних славян леший считался духом и хранителем леса. Обитал он, как правило, в непроходимых чащобах, куда не мог добраться ни один человек. Это был командный пункт, откуда, собственно, и осуществлялся контроль за подведомственной территорией. Выбирался леший из тёмной и мрачной чащи в тех случаях, когда в вверенном ему лесном массиве начинало происходить что-то неординарное или для того, чтобы развеяться и порезвиться. Особенно его привлекали звуки , издаваемые металлоискателями.

Естественно, неделями сиднем сидеть на одном месте скучно, пялиться на однообразный пейзаж надоедает – появляется тяга к чему-то свеженькому, неординарному. Таковым мог быть какой-нибудь незадачливый путник, случайно оказавшийся в опасной близости от хозяина леса.

Беспечный человек, шляющийся между деревьями, всегда вызывает живой интерес у окружающего животного мира – что уж говорить про того, кому по статусу положено следить за порядком и проверять каждого незнакомца на лояльность.

Наличие чёрных мыслей и непотребных действий требовали немедленного вмешательства. Правда определить это сразу - довольно трудно. Ведь на лбу то у гостя не написано с чем он пришёл в лес: с добром или со злом. Всё это выясняется по ходу событий, но чтобы не допустить неприятностей, леший всегда старался такие события предупредить.

Перед незнакомцем неожиданно появлялся благообразный старичок. Роста небольшого, сухонький, но для опытного глаза сразу видно, что жилистый и крепенький. Приветливо улыбнувшись, он обращался к забредшему в лес с какой-нибудь незначительной просьбой. По ответу, по реакции, по готовности помочь пожилому человеку, тотчас составлялось мнение, которое уже и служило руководством к действию.

Играло тут не малую роль и настроение лешего. Если оно было озорное и игривое, то не зависимо от намерений человека, с ним проделывали разные пакости, которые хоть в целом и были безобидными, но доставляли много хлопот, нервотрёпки и неприятностей.

Если же хозяин леса грустил и был в меланхолии, то чистосердечного и добропорядочного любителя лесных угодий он отпускал с миром, пришедшего же с чёрными мыслями ждало наказание, которое хотя и было не смертельным, но довольно жестоким и беспощадным.

Попавший в немилость человек начинал блудить по лесу. Причём блудил он кругами, всё время возвращаясь на одно и то же место. Разорвать этот порочный путь было практически невозможно. Положение так же усугубляло громкое уханье. Оно то периодически возникало, то пропадало, выбивая несчастного из душевного равновесия и постепенно вводя в панику.

В финале жертва падала на землю в изнеможении, проклиная тот час, когда решила пойти в этот лес. Леший же, натешившись и подняв свой жизненный тонус, мог отпустить психологически раздавленного им человека, а мог и ещё порезвиться с ним. В конце концов бедняга выбирался из чащобы, но память о таком приключении у него оставалась на всю жизнь.

Правда всё могло кончиться и по другому, в том случае, если лесной дух пребывал в состоянии крайней раздражённости, злобы и агрессии. Тут пощады не было. С человеком совершалось самое страшное, что только можно придумать: леший открывал перед несчастным окно в параллельный мир. Блуждающий по лесу пилигрим переходил в другую действительность, которая, на первый взгляд, ничем не отличалась от родной реальности, но, как это не печально, не имела с ней ничего общего.

Оставленный хозяином леса на произвол судьбы, человек выбирался из лесной чащи, но не находил ни своей деревни, ни родных, ни близких. Он оказывался в неизвестной стране, среди незнакомых людей, которые говорили на непонятном ему языке, имели другие обычаи и другой уровень технического развития.

Судьба такого бедняги могла сложиться по разному. Вероятность же вернуться обратно была ничтожно мала. Для этого нужно было попасть в нужный лес, встретиться с раздражённым и злобным лешим, который его курировал, подвергнуть себя проказам и издевательствам и только таким способом оказаться в родных и близких местах. Одновременное наличие всех этих признаков было маловероятным, поэтому сгинувшие в лесной чащобе люди практически никогда не объявлялись вновь в отчем доме.

Средство против лешего - молитва, которую надо произносить быстрой скороговоркой.
Здесь главное вера в её чудодейственную силу и самого бога. Если подобных твёрдых установок в душе нет, то она ожидаемого результата не принесёт, а потому, для сомневающегося в божественном провидении лучшее средство от лешего – ругательство. Причём ругательство самое изощрённое и непотребное.

Наглость – второе счастье. Так видимо считает и хозяин леса. Услышав поток брани, он видимо принимает человека за наглого, плохо воспитанного хама. Нелитературный слог затрагивает в душе лешего какие-то скрытые струны – он добреет, становится мягче, покладистее. Правда это происходит не всегда, а иногда вызывает и обратный эффект. Всё здесь опять же зависит от настроения хозяина леса.


При первых признаках появления лешего, было бы неплохо найти небольшую полянку. Здесь надо положить котомку на землю и очертить вокруг себя круг осиновым посохом. В середину круга воткнуть липовую веточку, а вытащенную из кармана соль насыпать себе на голову левой рукой. После этого можно спокойно прилечь на травку средь круга и с интересом ждать дальнейшего развития событий.

Зашумят кроны деревьев, завоет, засвистит. Тут и ребёнку ясно – леший близко. Тот любит дешёвые эффекты, которые вреда никакого не приносят, но незнающего да неподготовленного вводят в ступор. Но опытный человек лежит на бочку, посмеивается, да травинку во рту пожёвывает.

Но вдруг тихо становится вокруг. Наваливается безмолвие на человека, в землю пытается его вдавить, задушить тревожной и зловещей тишиной. А потом как будто что-то пахнёт на лежащего смрадное. Это дух лесной к пришельцу приблизился, но невидим он глазу во всей своей мерзкой и ужасной красе.

Замер леший возле заветного круга, а перейти его не может, потому как чует он соль, которая для него яд, а осиновый дух те вредные свойства в сто крат усиливает и отпугивает дебошира и жестокого проказника от человеческой плоти, которая в этом круге затаилась.


Объективности ради надо заметить, что леший ходок. Любит он женский пол – особенно молодок ядреных. Ежели таковая зазевается в лесу или отстанет от группы – пиши пропало. Утащит девку дух лесной и не кашлянет. Вот потом все между деревьев бегают, руками машут, да аукают, - а что толку то. Правда через какое-то время пропавшая может опять объявиться. Что с ней в действительности было, она, в силу своей девичьей стыдливости, не расскажет. Будет твердить, что заплутала в лесу – только разве народ
обманешь.

Потому, когда в лес женщины идут, нужно им себя блюсти. В одежде никаких вольностей не допускать, головы покрывать платком, поведения быть сдержанного, чинного и благопристойного. Подол у платья не подымать, голыми икрами не сверкать и упаси бог игривый громкий смех. Леший страсть как на такое дело падкий.

Меланхолия нападает на лешего на Воздвиженье – 14/27 сентября. Лето уже ушло, осень уверенно набирает силу, золотит лесные угодья, а тёплая погода начинает сдавать свои позиции. В этот день грозный хозяин леса начинает прощаться со всей живностью, которая обитает на подведомственной ему территории.

Прощание иногда затягивается, но кончается не позднее 4/17 октября, на день Ерофея-мученика. Это время прохладной осенней погоды. Через две недели уже должен выпасть первый снег, а лешему пора на зимовку.

Зимует он глубоко под землёй, куда проваливается в одночасье. Что там у него за хоромы, как они оборудованы, как устроены – не известно. Только знают все, что служат они верной защитой от суровых зимних холодов, укрывают надёжно от любопытных глаз, дают возможность лесному духу отдохнуть от летних трудов и набраться сил.

До первых зелёных листочков не видно лешего в лесу. Ну а как оживает природа, расцветает, так и её хозяин появляется. Опять начинает ухать, стонать, да людей смущать, с праведной дороги сбивать, загонять в глухие чащи и трудно проходимые болота.

Такую картину рисуют современному человеку славянские легенды. Основаны они на вымысле или реальных фактах – судить трудно. Хотя с другой стороны - рассказам этим многие сотни лет. Дошли они до XXI века из тьмы веков. Передавались из поколения в поколение и если бы не имели какой бы то ни было материальной основы, то забылись бы наверное ещё давным-давно. Однако не канули в вечность, а вот дожили до наших дней.

ИСТОЧНИК

Tags: КаленДарь, Наследие ПравоСлавного Рода
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments