angelvalentina (angelvalentina) wrote,
angelvalentina
angelvalentina

ЗАКРЫТИЕ СВАРГИ, осенний Змеиный праздник – 14 сентября (вересеня)


Валентина – Ангел света – Артемчук написала
15 сентября 2012 года, 00:33

КаленДарь наших ПраЩуров, Наследие ПравоСлавного Рода

ЗАКРЫТИЕ СВАРГИ, осенний Змеиный праздник – 14 сентября (вересеня)


Змеинник осенний — осенний Змеиный праздник; один из Святодней Кологода, посвящённых Велесу. Свадьба Велеса и Мары. В пору двоеверия на Руси 14 вересеня/сентябряотмечали Воздвиженье Креста.

В народе говорили: «Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает», «На Воздвиженье птица в отлёт двинулась», «Двинулись над Русью птиц вереницы», «На Воздвиженье змеи сползаются в кучи, по оврагам, и прячутся — уходят под землю», «Около Воздвиженья змеи цепенеют, уходят под землю[2] перед зимней спячкой», «На Воздвиженье ни змей, ни гад по земле сырой не движется», «На Воздвиженье медведь в берлогу уходит».   По народным поверьям, в этот день змеи празднуют свадьбу своего Покровителя — «Змеиного Царя», поэтому в этот день запрещается ходить в лес[3]. Тако же в народе верили, что в этот день Лешие бегают по лесам, а потом «проваливаются сквозь землю», где спят до будущей весны. О сию же пору в деревнях совершался обережный обряд «похорон мух, блох и тараканов», дошедший до наших дней в форме весёлой скоморошины. Из репы или брюквы вырезали маленькие «гробики», в них помещали пойманных насекомых и «хоронили» в огороде. Обряд совершали только девушки. Они притворно причитали, изображая горе: «Ой, таракан наш помер! Ой-ой-ой, наш таракашенька!..» Во многих местностях тараканов и мух подвешивали в «гробиках» к ветке дерева[4], повторяя таким образом один из древнейших способов захоронения покойников.


[1] По христианской легенде, о сию пору Елена, мать императора Константина Великого, «нашла» крест, на котором был распят Иисус Христос.
[2] Тако же верили, что змея, укусившая человека без Божьего на то позволения, не может уйти под землю вместе со своими сородичами и будет вынуждена одна мёрзнуть всю зиму.
[3] По народным приметам, ещё за два дня до Змейника, 12 вересеня/сентября, змеи перебираются из полей в леса.
[4] Символизировавшего собой Мировое Древо.

ОСВЯЩЕННОЕ ВРЕМЯ ЦЕРКВИ: ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ И МИРОТВОРНЫЙ КРУГ, ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ НА КИПРЕ.

Пожалуй, самым незаметным православным праздником является церковное новолетие, которое в церковном календаре торжественно именуется началом индикта. Готовые праздновать гражданский Новый год и первого и четырнадцатого января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мусульманами, буддистами, конфуцианцами и иудеями, мы плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год.

Любой новогодний праздник - довольно условная дата. Астрономы знают, что все точки земной орбиты абсолютно равноправны, и совершенно безразлично, какую из них принять за начало отсчета. Первое сентября Юлианского календаря (14-е по новому стилю) - такая же условная дата. Даже учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1 сентября, а три месяца спустя 1 декабря на память пророка Наума. И незадачливый школяр, отправляясь к учившему его за горшок каши дьячку, представлял его тяжелую десницу и бормотал рифмованную молитву: "Пророк Наум, наставь на ум".

И в Римской империи, и на Руси наступление Нового года праздновалось первого марта. Александрийские ученые обосновали эту традицию тем, что Бог, по их расчетам, завершил творение мира именно первого марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения, субботе.

Первое сентября, сменившее привычное 1 марта в России в 1363 году, а в Римской Империи в царствование Константина Великого в 325 году, - дань гражданской византийской традиции. Начало индикта - это начало финансового года, начало нового периода сбора налогов. Сам индикт - одна пятнадцатая часть индиктиона, пятнадцатилетнего промежутка времени, который при равноапостольном царе Константине утвердился как компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени.

Некоторые историки считают, что счет по индиктионам был введен Константином взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году. Священное предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион был введен в церковный календарь в знак благодарности равноапостольному Императору за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости.

С понятием индикта и простого индиктиона связано еще одно понятие - Великого Индиктиона или, как его называли на Руси, Миротворного Круга. Великий Индиктион, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Этот огромный промежуток времени в 532 года определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Создание Великого Индиктиона отцами Первого Вселенского собора было, по сути дела, воцерковлением известного с языческих времен Юлианского календаря.

ИСТОЧНИК

Считали, что в этот день Землю покидает богиня Жива - олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека - то есть весны, и в свои владения постепенно вступают Мороз и Зима.

Заканчивается уборка урожая - люди благодарят Живу за то, что не дала умереть с голоду, а послала плодородие на Землю. Духи Предков с этого дня не опускаются на землю.

Птицы улетают в теплые края - славяне верили, что они перелетают в верхний мир, где живут души умерших. Люди обращаются к улетающим птицам с просьбой принести весточку от живых к умершим.

Вырий (или Ирий-сад) - это древнее название Рая у восточных славян. Наши предки верили, что светлое небесное царство находится по ту сторону облаков или же у теплого восточного моря, там, где бесконечное лето.

В Раю растет мировое древо (наши предки полагали, что это береза или дуб), у вершины которого обитали птицы или души умерших. Ключи от Ирий-сада были некогда у вороны, но та прогневила богов, и ключи передали ласточке.

По свидетельству народных легенд, в Ирий-саду, у колодцев, находятся места, приуготовленные для будущей жизни хороших, добрых людей. Это студенцы с чистой ключевой водою, вокруг которых растут благоухающие цветы, зреют на деревьях молодильные яблоки, и сладко поют райские птицы.

Встреча Осени отмечалась обновлением огня. Гасили «Старый огонь» и зажигали новый.

Зачастую для этого приглашали особого человека, знахаря, он добывал огонь и передавал его женщине или девушке из этой семьи. Заготавливали лук, начинали сбор хмеля, пели песни:

Вейся мы, хмель, перевейся, на нашу сторонку,

Как на нашей на сторонке приволье большое!

А приволье - то большое, мужики богаты!

Что мужики - то богаты, каменны палаты!

Что каменны палаты, двери золотые, что маковки литые!

Варили пиво и закалывали барана. Пекли пирог из муки нового урожая.

После первых Осенин начинались первые свадьбы.

Вот такая песня

Украинская народная песня "Ой Хмелю ж мій Хмелю"

Кстати, у этой песни есть продолжение.

Ой, сину ж мій, сину, ти - моя дитино,
Не женися на тій удовиці,
Бо щастя не буде!

Бо вдовине серце, як осіннє сонце -
Воно світить, світить, та не гріє,
Все холодом віє.

А дівоче серце, як весняне сонце,
Ой, хоч воно, та й, хмарнесеньке,
А все теплесеньке.

                                                                  ИСТОЧНИК

Tags: КаленДарь, Наследие ПравоСлавного Рода
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments