angelvalentina (angelvalentina) wrote,
angelvalentina
angelvalentina

Category:

Праздник Рода и Рожаниц, вторая встреча осени – 8-9 сентября (вересеня)


Валентина – Ангел света – Артемчук написала
9 сентября 2012 года, в 01:16
КаленДарь наших ПраЩуров, Наследие ПравоСлавного Рода

Праздник Рода и Рожаниц, вторая встреча осени – 8-9 сентября (вересеня)


Слава Роду и Рожаницам, жизнь дающим!

8 и 9 сентября (рюеня, вересеня) отмечается праздник РОДа и Рожаниц (Осенины, Оспожинки) посвящённый урожаю и связанному с этим семейному благополучию. Время подведения итогов. Встреча осени - чествование Макоши как Матушки Осенины. В этот день приносят требу Роду Все-Держителю (Все-Богу) и Роду Небесному (Предкам-Пращурам нашим), а тако же прославляют РОД Земной (всех сородичей по Прави живущих): "Богу (РОДу) вовек слава, нам хвала по делам"...
Православные христиане отмечали в этот день Рожество Богородицы 8 сентября (21 сен. нов.стилю). Осенины праздновались, как правило, у воды и непременно с овсяным хлебом. В народе говорили: "Если погода на Малую Пречистую (Богородицу) хорошая - осень будет хорошая"


Источник

Праздник Рода и Рожаниц — праздник всего Рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия. Время подведения итогов. Встреча осени — чествование Макоши как Матушки-Осенины. В этот день приносят требы Роду Вседержителю (Всебогу) и Роду Небесному (Предкам), а тако же прославляют Род Земной (всех сородичей, по Прави живущих): « Роду-Всеотцу и Родным Богам — вовек слава, а нам — хвала по делам! »

В пору двоеверия на Руси 8 вересеня/сентября отмечали Рождество Богородицы. Осенины праздновались, как правило, у воды и непременно с овсяным хлебом. В народе говорили: « Если погода на Малую Пречистую [1] хорошая — осень будет хорошая ».


[1] Малая Пречистая — народное название Рождества Богородицы. Большая Пречистая — Успение Богородицы.

Род во Святоднях Кологода

Кологод — величайшее Откровение Родово, Хоровод Родных Богов, поочерёдно вершащих Деяния Свои в Яви. Каждый из Родных Богов — Ликов Рода — имеет в Кологоде собственный Удел; Удел же Самого Рода — поистине всё Коло годовое, ибо все Деяния Божеские в Нём Одном исток свой берут, Силой Его подвигаются, вокруг Родового Столба, Всемирье от Низу до Верху пронизывающего, споро коловертят. Поэтому с прославления Рода начинается всякий обряд с-Правный — по Прави творимый, всякое празднество Кологодное, всякая братчина и всякое со-бытие Общинное.

Род и Рожаницы особливо чтятся во Святодень Свой — 8 вересеня/сентября , когда собран урожай.

Род Вседержитель особливо почитается во время празднования четырёх основных Солнечных Святодней Кологода.

Род Небесный особливо почитается на Вешних и Осенних Дедов — во дни поминовения Предков.

За сородичей (Род Земной) рекут здравицы во время всякой честной братчины.

Источник

Род

Рожаницы - в славянской мифологии древние божества жизни и плодородия, а также богини судьбы; дочери Рода.

Вера народа в эти божества была повсеместна, устойчива и неистребима. Упоминания об этих божествах встречаются во многих древнеславянских рукописях. До наших дней дошла даже календарная дата празднеств и пиров в честь рожаниц — 8 сентября/21 сентября, день Рождества Богородицы. Чтобы народ признал церковные праздники; Церковь примирилась с "бесовской" трапезой в честь Рода и рожаниц. К сожалению, в дошедших до нас письменных памятниках не раскрывается сущность тогдашних представлений о Роде: вопрос о почитании Рола и рожаниц — самый темный и запутанный.

Первое упоминание о Роде и рожаницах — это "Слово святого Григория, изобретено в толцеях о том, како первое Погани суще языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят" (для краткости его называют "Слово об идолах"). Предполагается, что "Слово об идолах" было написано в начале XII в. на корабле, плывшем по Эгейскому морю в Константинополь через Афон. Русский автор пользовался греческим текстом 39-го слова Григория Богослова "На святые светы явлений господних", которое он сокращенно перевел и дополнил своими наблюдениями о русском язычестве. Это произведение очень ценно для истории русского язычества. Особенно интересна периодизация славянских верований, приведенная автором "Слова об идолах". Если перечислить этапы славянского язычества, упоминаемые там, в хронологическом порядке, то мы получим следующий список:


  1. Славяне первоначально "клали требы* упырям и берегиням".

  2. Под влиянием средиземноморских культов славяне «начали трапезу» ставити Роду и рожаницам".

  3. Появляется культ Перуна (возглавившего список других богов).

  4. По принятии христианства "Перуна отринуша", но "отай" (в тайне) молились как множеству богов, возглавляемому Перуном, так и более древним — Роду и рожаницам.

Этот перечень интересен, прежде всего, своей самостоятельностью и тем, что он не приноровлен ни к библейским, ни к византийским сказаниям. Автор "Слова об идолах" приводит систему воззрений наших предков на мир, построенную из трех элементов: силы зла, силы добра и людей, приносящих жертвы тем и другим.

Изображение Рожаниц в позе рожающей женщины в Русской вышивке.

Эпоха Рода поставлена в этом списке между далекой первобытностью и эпохой Перуна (дружинным язычеством зарождающегося феодального государства). Она продолжалась довольно длительный промежуток времени перехода от охоты и рыболовства к земледелию и скотоводству. Важно, что автор "Слова об идолах" считал культ Рода одной из мировых религий, которая некогда господствовала в Египете, Вавилоне, Греции, Риме и славянском мире. Он сопоставляет Рода с египетским богом Осирисом. В одном из списков "Слова об идолах" (Паисиевском) есть дополнение, где Род и рожаница уподоблены эллинским Артемиду и Артемиде. Однако в античной мифологии не существует бога Артемида: единственное мужское божество, близкое Артемиде, —это ее брат Аполлон. Итак, в поисках аналогий Роду автор обращается не к мелким божествам, а к божествам наивысшего ранга.

Иногда Рода считают божеством, воплощающим единство рода) единство потомков одного предка, ограничивая его рамками одной семьи. Порою он рассматривается старшим над рожаницами, но, опять-таки, в пределах только одной семьи или одного княжеского дома. Тем самым принижается роль центрального персонажа славянской мифологии.

По представлениям древних славян, с верой в Рода и рожаниц соединялась идея судьбы, предопределения. Случайности, подстерегающие человека, не могли не поражать его фантазию — тем более, что в первобытном своем состоянии он всецело отдавался матери-природе, и все, что ни случалось с ним, объяснял влиянием добрых или враждебных сил, действующих на него извне. По мнению древних, жизнь, со всеми ее радостями и бедами, уже наперед определялась при самом рождении младенца. На такую связь Рода и рожаниц с судьбою указывает народная поговорка: Так ему на роду написано!

Несомненно, что славянское понятие, обозначенное словом Род, включало в себя идею плодородия, урожая (на это указывают слова с корнем "род" — "рож"). Для славян, занимающихся земледелием, было совершенно естественно сочетать в одном понятии судьбу и урожай, ибо их судьба напрямую зависела от урожая. Поэтому Рода надо расценивать как очень значительное божество плодородия, повелевающее землей.

В одной русской рукописи XVI в. говорится: "то ти не Род седя на воздухе мечет на землю груды и в том рождаются дети". Таким образом, Род выступает не в качестве олицетворения рода, а как сам Создатель. Язычники именно Рода считали создателем новой жизни на Земле. Для того чтобы родились дети, языческий бог должен сбрасывать с неба какие-то "груды", способствующие рождению.

Наиболее вероятно, что это слово означало просто дождевые капли ("грудие" - капли, "грудие росное" — капли росы, "градные груды" – дробинки града). Рукопись же эта опровергает мнение язычников, что возникновение жизни на земле производится Родом, орошающим Землю небесными каплями, вследствие чего рождаются дети. Здесь Род выглядит Зевсом, сошедшим к Данае золотым дождем. Далее Род представляется не только продолжателем жизни, но и творцом мира: "Всем бо есть творец бог, а не Род".

Ценным свидетельством о значимости Рода и рожаниц является «Слово Исайи пророка, истолковано святым Иоанном Златоустом о поставляющих вторую трапезу Роду и рожаницам". Это поучение посвящено исключительно культу Рода и рожаниц. Считается, что "Слово Исайи пророка" создано не позже середины XII в., близко по времени к "Слову об идолах". "Слово Исайи пророка" представляет собой сокращенный пересказ 65-й главы Книги пророка Исайи, входящей в Библию. Смысл создания этого произведения заключался только в том, чтобы обрушить всю тяжесть библейских проклятий на Рода и его двух рожаниц. Автор приравнивает Рода к могущественному Ваалу, "шествующему по небесам", Род рассматривается как соперник библейско-христианского Бога-Отца — создателя всего сущего на Земле. Примечательно упоминание неизвестного автора о том, что, по мнению язычников, Род "сидит на воздухе", т. е. находится где-то на небе, в божественной сфере. Этим еще раз Род уравнивается с Ваалом, "ездящим на облаке".

Интересно рассмотреть древнерусские слова, содержащие корень "род". Ранее уже упоминалась первая группа слов, связанных с понятием родства и рождения: род, народ, родичи, родня, родина, рождать, природа, урожай. Кроме названной группы слов, существуют слова с этим корнем — это обозначение воды, водного источника — "родища", родника, а также и цветов, растущих около воды, — лилий ("родий").

И последняя группа слов, объединенная смысловым понятием: огненное, красное пламенеющее, молниеподобное: родиа — молния; рдеть, рьяный—красный, краснеть, родь-ство — геена огненная ("родьство огньное" — так переводили понятие пекла славянские переводчики в разных городах и в разные века), родиа — плод граната. Слова-омонимы, обозначающие молнию и плод граната, позволяют уяснить, о какой именно молнии идет речь, — красному круглому гранату подобна лишь шаровая молния. Связь Рода с молнией и громом объясняет нам афоризм Даниила Заточника: "Дети бегают рода, а господь пьяного человека".

Таким образом, Род предстает перед нами всеобъемлющим божеством Вселенной со всеми ее мирами: верхним, небесным, откуда идет дождь и летят молнии; средним миром — природы и рождения; и нижним — с его "огненным родством". Теперь становится понятным противопоставление Рода христианскому богу, вседержителю Вселенной Саваофу. В ранних переводах библейской книги Бытия, в которой повествуется о сотворении мира, именуется "Родьство", а бог-творец — "рододелатель".

А что же неизменные спутницы Рода — рожаницы? Как могло получиться, что Род, равный христианскому божеству — Творцу Вселенной, в источниках всегда упоминается с рожаницами — божествами меньшими по масштабу? Ответ можно получить, если вспомнить античных мойр, с которыми часто сопоставляют рожаниц: ведь мойры — богини судьбы человека были дочерьми Зевса и Фемиды. Зевс повелевал миром, а мойры выражали волю богов, прядя нить жизни или обрывая ее в назначенный срок. Мойры так же относятся к Зевсу, как, например, христианские ангелы-хранители — к Саваофу. Благодаря этим сопоставлениям становится более понятной связь Рода и рожаниц.

Культ рожаниц как женских божеств, покровительствующих рождению, должен был быть многозначным, в нем объединялись и черты культа общей плодовитости (людей, промысловых зверей, домашнего скота), и представления земледельцев о богинях урожая. Может быть, корни культа рожаниц надо искать в древних верованиях праславян в оберегающие силы — берегини. С культом рожаниц могли быть связаны мифы охотничьих народов о двух небесных хозяйках, полуженщинах-полулосихах, рождающих всех земных лосей и оленей на потребу людям и волкам.

Рожаниц, очевидно, было две. Именно две "рожаницы"- лосихи (мать и дочь) в сибирских охотничьих мифах, две богини наполняют все трипольское земледельческое искусство. Две богини, мать и дочь, присутствуют и в греческой мифологии: Деметра и Персефона - южная пара, Лето и Артемида — северная пара, к которой близка славянская пара "рожаниц" — Лада и Леля, в свою очередь, сближающаяся с литовской Великой Ладой (Дидис Лада).

Культ рожаниц отличался от остальных языческих обрядов прежде всего своей явностью, открытостью, торжественными пирами в честь богинь, частично замаскированными празднествами Рождества Богородицы. Принявшие христианство русские люди Х1-Х11 вв. все еще, по свидетельству автора "Слова об идолах", устраивали трапезы Роду и рожаницам с соблазняющей всенародностью; в противоположность этому "кладение треб" другим языческим богам производилось тайно.

Во всех христианских поучениях против язычества все славянские божества упоминаются обычно общим перечнем, но Род и рожаницы всегда выделяются особо. К трапезам в честь этих божеств авторы поучений возвращаются повторно. Эти языческие пиры занимали видное место. Рожаничные трапезы особенно тревожили церковников как самое заметное и неистребимое проявление язычества.

Календарное место праздника рожаниц в годовом цикле объясняет его значение и торжественность рожаничных пиршеств. День Рождества Богородицы для всех восточнославянских областей — это праздник урожая, праздник завершения главнейшего цикла земледельческих работ. Страда закончена, хлеб — в закромах, урожай окончательно известен. Именно этот урожайный характер праздника и определял состав яств на рожаничных трапезах: хлеб, каши из разных круп, сыр, творог и хмельной мед. Вплоть до наших дней православная Церковь на праздник Рождества Богородицы производит "благословение хлебов". Таким образом, языческая сущность праздника вошла в конце концов в церковную практику.

Ритуальные пиры в честь Рода и рожаниц, по-видимому, происходили так: после уборки урожая устраивалось "собрание", на котором пелись песни, порицаемые церковниками, поедались кушания из продуктов земледелия и холили по кругу чаши с медом. Древний праздник Рода и рожаниц стал "второй трапезой", организуемой после церковного дня — вероятно, на следующий день, 9 сентября.

Итак, главный праздник Рода и рожаниц был общественным осенним праздником урожая. Вторично Рода и рожаниц чествовали на Рождество Христово (после 25 декабря). Оба эти приурочения к христианским праздникам объясняются не только вполне понятными и очень древними представлениями о необходимости благодарить богов за урожай и о зимнем солнцестоянии как переломном моменте зимы, но и тем, что и в том и в другом случаях в христианской мифологии действуют "рожаницы" — рожающие богини. В первом случае — это Анна, родившая Марию, а во втором — Мария, родившая Иисуса. Христианские персонажи легко слились с древними языческими рожаницами, что и позволяло широко праздновать древнее благодарственное моление под прикрытием церковных обрядов.

Источник

Tags: КаленДарь, Наследие ПравоСлавного Рода
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments