angelvalentina (angelvalentina) wrote,
angelvalentina
angelvalentina

Categories:

Хорояр, день Хорса и Ярилы - 18 августа (серпеня)


Валентина – Ангел света – Артемчук написала
5 августа 2012 года, в 19:37

КаленДарь наших ПраЩуров
, Наследие ПравоСлавного Рода

Хорояр, день Хорса и Ярилы - 18 августа (серпеня)

18 августа Хорояр - день почитания двух братьев, Хорса и Ярилы, покровителей коней
Хорояр — день почитания двух братьев, Хорса и Ярилы, покровителей коней. Они же Таусень и Усень, а у литовцев Тенис и Усиньш, у индусов Pratyusa и Usa. В Велесовой Книге (II 4г) есть упоминание "его жь рещемо Перун, Дажбо, Хор а Яр, и ины имены”, то есть "его (свет) же мы называем Перун, Дажьбог, Хор и Яр, и иными именами”. В калужской губернии в этот день ещё в первой половине XIX века селяне приносили "некоему языческому божеству Хорояру” в жертву коня. Да и вообще весь день проводили со своими лошадками. Купали их в реке, гривы украшали лентами, окропляли т.н. "святой водой”.

Источник – http://simbol.ucoz.ru/publ/mifologija_drevnikh_slavjan/prazdniki/khorojar/10-1-0-24

Ярило — имя славянского божества и название весенних праздников, справлявшихся в разных местностях России до начала 19 века.
Происхождение слова толкуется неодинаково. Ввиду того, что Ярило не фигурирует в памятниках древней письменности, некоторые ученые готовы были видеть намек на Ярило в отрывке из "Слова христолюбца": "словене веруют в Перуна "и в Сима, и в Рыла", то есть в "Ерыла", причем припоминали италийские названия Геркулеса. Другие считали Ярило древнерусским праздником "вакханалий, буйств, пьянства, великого разврата" и отождествляли божество Ярило с славянским идолом, в суздальской летописи носящим название Яруна. Третьи не сомневались в идентичности Ярила и Яровита балтийских славян, бога скотоводства и плодородия. Наконец, вариант последнего имени, Руевит, наводил на предположение о происхождении его от корня «ru», благодаря чему славянское божество получало значение "освобождающего землю от ледяных покровов".
Сохраняя за предложенными толкованиями относительное правдоподобие, можно установить только общность имени Ярило с словом "ярый" — "белый", как например, в былинах старой записи. Суффикс «ило» не является окончанием причастной формы, а обычное окончание уменьшительных или ласкательных имен в роде Добрило, Гостило, Чурило, "ветер-ветрило" в «Слове о Полку Игореве» и других письменных источниках.
Примеры из других языков выдают несамостоятельное происхождение подобных имен и отношение их к соответствующим полным мужским, тем более, что в документах 17 века упоминаются московский стрелец Ивашко Ярило, астраханец Иван Ярило и другие. Возможно также, что большинство имен в роде Яровой, Ярой, Яромир, Ярополк, Яропуй, Ярослав, Яруй, Ярыга, Ярычи и тому подобное, вместе с местными названиями "Ярилово", "Яриловичи", "Ярило поле", "Ярилова роща", "Ярилова долина", наконец, "Ярилов день" (ярмарка) — одного корня с ярилом. Подробных описаний праздников в честь Ярилы до нас не дошло.
Известно, что у белорусов в конце апреля вечером собирались девушки, выбирали из своей среды одну, наряжали ее в белое, на голову клали венок, в правую руку давали череп (толкование мифологов: «побежденная зима или ночь»), в левую — ржаные колосья («плодородие земли»), сажали ее на белого коня («юный всадник» — бог солнечного света), а сами становились вокруг и пели песни в честь Ярилы.
У малороссов (то есть, украинцев) тот же праздник совершался в воскресенье после всехсвятского заговенья и состоял в погребении соломенного изображения мужчины и причитаниях по поводу смерти "доброго божества".
Великорусские ярилины праздники отличались большим разнообразием и в разных местностях были приурочены к разным срокам, преимущественно к концу июня, причем замечалась двойственность ритуала:
• Выбирали старика, которого одевали в пестрый кафтан, украшали лентами и бубенцами, напаивали и затем устраивали вокруг него "игрища" с кулачным боем и хороводами. При этом толпа потешалась над Ярилой;
• Приготовляли небольшое мужское чучело с половыми органами и зарывали в землю с плачем, после чего начинались игры и пляска.
Отсюда выводилось предположение о слиянии двух отдельных общерусских празднеств: возрождения Ярилы в начале весны и его смерти в конце весны, или же двух великорусских: Ярило-мужчины и Костромы-женщины.
Вакхический характер празднеств, соединенный с обычаем "поневестывания" в некоторых местностях, давал основание сближать их с праздниками в честь Адониса, как бога солнца (Костомаров), или же Озириса и Изиды, Деметры, Прозерпины, Венеры, наконец, Гермеса и Вакха, о которых говорит Геродот. Иные видели в тех же празднествах намек на чествование Ареса, Эрота или Приапа, "смотря по свойству жителей и климату". Иные считали Ярило покровителем браков, в роде германского бога, при чем атрибуты Руевита балтийских славян были перенесены на Ярило.
В настоящее время не существует более празднеств, связанных с именем Ярилы и вызывавших энергические протесты со стороны духовенства, начиная с первых времен христианства на Руси. В истории этой борьбы против языческих обрядов особенно известно «Слово» епископа Тихона Задонского, который в 1765 году писал, что «из всех обстоятельств праздника сего видно, что древний некакий был идол, называемый именем Ярилы, который в сих странах за бога почитаем был, пока еще не было христианского благочестия. А иные праздник сей называют игрищем». По мнению А.Н. Афанасьева, искоренению "игрищ" в честь Ярилы предшествовало перенесение их на другие сроки, "так как по своему вакханальному характеру подобное бесстудие не соответствовало святости поста и церковного праздника".

Хорс в представлении славян – это солнце, которое всходит и заходит на небосводе. Славяне верили, что Хорс божество, которое определяет существующее мироустройство, смену дня и ночи, смену времен года.
Слово «Хорс» имеет корень –хор- который означает «круг, окружность». Хорс управляет молниями. Славяне представляли Хорса как всадника с золотыми волосами. Хорс движется по небесному своду в своей огненной колеснице. С наступлением ночи Хорс уходит на остров радости, где отдыхает, а потом возвращается на небо по «морю мрака».
Хорс никогда не ходит один. Его непременно сопровождают различные боги и прежде всего Даждьбог, который был богом дневного света. Чтобы получить богатый урожай, нужен не только солнечный свет, но и дождь, который несет собой бог Стрибог.
Солнце обожествлялось в виде 3 богов: Хорса, Дажьбога и Ярило. Даждьбог был богом небесного света, который достигает Земли, а Хорс был богом желтого, солнечного света. Имя Хорса отражается в словах «хороший, хоровод, хоромы». В некоторых языках слово «хоро» означает «солнечный диск».
Хорс влюбился в Зарю-зареницу и женился на ней. В подарок на свадьбу боги принесли Заре-заренице золотой платок. Его можно увидеть на небосклоне на заре. Хорс же получил в подарок чащу с живой водой. По преданию, если отпить из этой чаши, можно стать бессмертным.
Хорса почитали в дни летнего солнцеворота с 21 по 25 июня и осеннего солнцеворота с 21 по 23 сентября. В это время приносили в жертву разные яства и водили хороводы.
После принятия христианства на Руси Хорса стали отождествлять с Георгием Победоносцем.

Источник – http://murzim.ru/mif/drevneslavjanskaja-mifologija/

Tags: КаленДарь, Наследие ПравоСлавного Рода
Subscribe

  • Акшая Тритья 14.05.2021

    длительность 22:57 мин.сек. длительность 14:53 мин.сек. длительность 09:02 мин.сек. Акшая Тритья — час свершения желаний Нас…

  • Магия женского платка. часть 7

    Мне понравился этот абзац на одном из платочных сайтов, с которого начну новую главу, чтоб вы, как и я, могли ощутить красоту и ценность женского…

  • ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ - МАГИЯ, РИТУАЛЫ

    длительность 10:45 мин.сек. ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ. СВЯТАЯ ВАЛЬБУРГИЯ. КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ И СВОИХ БЛИЗКИХ ОТ КОЛДОВСТВА. длительность 25:32 мин.сек.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments